Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Реформирование кадровой политики





Реформирование кадровой политики

Факторы, обусловившие реформирование кадровой политики отечественной исправительно-трудовой системы в 1917-1934 гг.

Автор: Л.Е. Филиппова

Совершенствование кадровой службы является непременным условием и важнейшим резервом повышения эффективности деятельности как УИС в целом, так и ее подразделений. Реализация задач и функций пенитенциарной системы, выполнение международных стандартов, соблюдение прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, напрямую зависят от персонала УИС, на который возлагается обязанность поддерживать высокие стандарты обращения с заключенными. Актуальность изучения реформирования кадровой политики отечественной пенитенциарной системы обусловлена как потребностями государственной службы (укрепления статуса государственного служащего входит в число приоритетных направлений деятельности государства), так и остротой проблемы кадрового обеспечения УИС.

В данной работе автор уделяет внимание факторам, оказавшим воздействие на формирование и развитие отечественных пенитенциарных отношений в 1917–1934 годах. Обращение к данному периоду неслучайно. С 1917 года происходило формирование аппарата управления образовавшегося советского государства. К 1934 году с определенной долей условности можно утверждать об окончательном формировании основных государственных служб, в том числе и пенитенциарной системы (в обозначенный период – исправительно-трудовой).

Первые практические шаги Советской власти по реорганизации мест лишения свободы определялись в Циркулярном письме Народного комиссариата юстиции о перестройке органов управления местами заключения, организации труда заключенных, направленном в адрес местных комиссаров юстиции: Главное управление местами заключения было реорганизовано в Центральный карательный отдел Наркомюста. В циркуляре этого отдела от 24 мая 1918 г, указывалось: «Наша цель – перелом не только во всей системе управления местами заключения, но и во всей постановке отбывания наказания».

Классовый подход отразился на подборе и расстановке кадров для пенитенциарных учреждений. Если в первые месяцы после революционных событий старый рядовой состав продолжал выполнять свою работу, то уже в 1918 году правительство пытается выявить наличие бывших офицеров царской власти среди сотрудников. В этих целях на места рассылаются письма с требованием предоставления в центральный аппарат списка «бывших офицеров на службе» с указанием занимаемой должности, бывшего чина, даты рождения.

В 1922 г., с введением Уголовного кодекса РСФСР, в котором не предусматривалось заключение в лагере, численность заключенных Главного Управления принудительных работ (ГУПР) начала уменьшаться и главк стал испытывать трудности с рабочей силой. НКВД и местные управления местами заключения при губернских органах НКВД, ГУПР НКВД и его местные органы, были упразднены. Таким образом, места заключения Центрального исправительно-трудового отдела Наркомюста и ГУПРа НКВД концентрировались под началом аппарата бывшего ЦИТО во главе с Е.Г. Ширвиндтом (руководство ГУПРа в новом ведомстве оказалось на вторых ролях). Однако Главное политическое управление при этом сохранило свою систему мест заключения, что имело далеко идущие последствия.

Объявление:

К маю 1922 г. сложилось положение, при котором управление местами лишения свободы осуществлялось двумя ведомствами – НКЮ и НКВД. Большая часть этих учреждений находилась в ведении Центрального исправительно-трудового отдела НКЮ, а меньшая – в ведении Главного управления принудительных работ НКВД. В 1922 г., по предложению Ф. Э. Дзержинского, Главное управление принудительных работ НКВД было ликвидировано, а Центральный исправительный отдел НКЮ, приняв на себя функции ликвидированного ГУПР НКВД, вошел в состав НКВД как Главное управление местами заключения (ГУМЗ). Концентрационные лагеря были частично ликвидированы, а частично реорганизованы в места лишения свободы общего типа, поскольку лагеря как вид мест заключения не были предусмотрены действующим законодательством, и постепенно отпадала практическая необходимость в их существовании. Количество заключенных в лагерях к этому моменту снизилось.

Дальнейшая реорганизация связана с передачей всех мест заключения в НКВД. Центральный исправительно-трудовой отдел НКЮ и его местные органы реорганизуются в Главное и местные управления местами заключения при НКВД и его губернских органах. Главное управление принудительных работ НКВД и его местные органы упраздняются с передачей их функций ГУМЗ. За органами НКЮ сохраняются все права надзора за законностью содержания арестованных. В 1923 г. в ведение ГУМЗ перешла значительная часть арестных домов при милиции с переименованием их в дома предварительного заключения.

Межведомственная конкуренция за управление местами заключения не могла не сказаться на формировании кадров на местах. Наиболее показательными являются Тезисы заведующего Главным управлением принудительных работ С.О. Роднянского по вопросам карательной политики от 13 февраля 1922 г.: « В то время, как ЦИТО, получив вполне приспособленные места заключения, арестанские пересыльные средства и некоторый кадр подготовленных тюремных работников… за 4 года …допустил значительное его ухудшение, Главное управление принудительных работ всего за 2 года …создало обширную сеть лагерей по всей республике»1. Если сопоставить данные, взятые из отчетов по указанным ведомствам за 1921 год, то можно проследить следующую динамику: По штату служащих – ЦИТО 166 , Гл. упр. принудит. работ – 63; количество мест заключения соответственно 267 и 103; количество заключенных на 1 ноября 1921 г. 73194 и 44517; статистическая осведомленность центра 85,9 % и 99 %; количество зарегистрированных мастерских 471 и 346, средний дневной заработок 122 руб. и 191 руб.

Главное управление местами заключения (ГУМЗ) было обеспокоено многочисленными случаями грубой политической неграмотности не только среди надзорсостава, но и среди администрации. В связи с этим ГУМЗ РСФСР в декабре 1923 года обращался в Центральный комитет Всероссийского профессионального союза Совработников и просил через губернские отделы оказать помощь в поднятии культурного уровня работников мест заключения и ликвидации среди них политического безграмотности.

В период с 1922 по 1930 годы исправительно-трудовые учреждения находились в ведение НКВД. Сеть мест заключения расширялась, потребность увеличения кадрового состава реализовывалась в целом за счет ресурсов НКВД.

Существенные изменения произошли в 1930 году. Постановлением ВЦИК и СНК от 31 декабря 1930 г.3. ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. ликвидирует наркомы внутренних дел союзных и автономных рес-публик4 и в соответствии с постановлением Президиума ВЦИК от 20 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК передает места лишения свободы Наркомюсту РСФСР. В соответствие с этим постановлением на Наркомюст РСФСР возлагались следующие обязанности: а) общее руководство исправительно-трудовой политикой и проведением в жизнь исправительно-трудового законодательства; б) организацию и руководство местами лишения свободы, ссылкой с принудительными работами и принудительными работами без содержания под стражей»1. Данные правовые мероприятия были вызваны чрезвычайной необходимостью, направлены на улучшение состояния мест лишения свободы. Состояние кадрового состава также претерпело существенные изменения.

Изменения в уголовно-исполнительной политике государства были закреплены в новом Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 г. Выделялись следующие места лишения свободы: изоляторы для подследственных; пересыльные пункты; исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные); учреждения для применения к осужденным к лишению свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа).

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что система факторов, оказавших непосредственное влияние на формирование кадров системы мест заключения в рассматриваемый период, неразрывно связана с исправительно-трудовой политикой, проводимой государством. На формирование кадров мест заключения оказывали влияние, как экономическое состояние страны, так и социальные изменения, происходящие в данный период. Так же существенную роль при распределении и обучении кадров в рассматриваемый период оказало противостояние НКВД и НКЮ за управление местами заключения. Повышенная криминогенная обстановка, характерная для любого переходного периода в экономике государства, явилась определяющим обстоятельством, оказавшим свое влияние на резкий и быстрый рост мест заключения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >