Воздействие на осужденных |
Дистанционное обучение в механизме воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободыАвтор: Я.С. ИвасенкоПрофессиональное образование способно оказывать специфическое нравственно-психологическое воздействие на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. С одной стороны оно повышает образовательный и культурный уровень осужденных, содействует искоренению или нейтрализации у них негативных качеств. С другой, формирует положительные навыки, потребностей, интересы, установки, мотивы общественно полезной деятельности, которые помогут данной категории лиц адаптироваться после освобождения в обществе, стать его законопослушными гражданами. С развитием информационных технологий все большее значение приобретает такая форма получения профессионального образования как дистанционное обучение, которое имеет свои особые позитивные качества. Дистанционное обучение обеспечивает равные, с другими гражданами, возможности получения образования, что полностью соответствует реализации конституционного права граждан на образование. Кроме того, во исполнение дополнения введенного Федеральным законом РФ от 09.03.2001 года № 25-ФЗ в ст. 108 УИК РФ, создает для администрации исправительных учреждений, реальную возможность оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования. Осужденные получают возможность выбирать профессию из более широкого их круга профессий (ст. 37 Конституции РФ), что повышает вероятность их трудоустройства после освобождения. Дистанционное обучение предполагает возможность заниматься в удобное время, в удобном месте и режиме. Данное качество создает условия, как для применения средств исправления, так и средств воспитательного воздействия. Объявление: При обучении дистанционно, на освоение дисциплины отводится не-регламентированный отрезок времени, что в условиях мест лишения свободы приобретает качественно новое значение. Например, в случае этапирования в следственные изоляторы, лечебные учреждения, а также при назначении отдельных видов дисциплинарных взысканий, таких как водворение в ШИЗО, ПКТ. При использовании дистанционных технологий существует возможность одновременного обращения ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Дистанционное обучение осужденных, при соблюдении определенных правил, допускает общение через сети связи с другими учащимися и преподавателями, что в свою позволяет им с одной стороны в какой-то мере сменить обстановку, ощутить себя полноправным гражданином, а с другой, осознать свое положение, тем самым, снижая вероятность совершения преступлений в будущем. Само по себе дистанционное обучение, есть возможность приобщения к новейшим информационным и телекоммуникационным технологиям, направленная на повышение образовательного уровня и увеличение вероятности успешной социальной адаптации в последующем. При обучении дистанционно, всегда существует возможность продолжить учебу после освобождения. В тоже время дистанционное обучение имеет определенные минусы. Так, в настоящее время не существует специализированного нормативного акта, который бы урегулировал механизм организации дистанционного обучения в местах лишения свободы, права обязанности всех заинтересованных сторон. Кроме этого, существуют определенные материальные и организационные трудности, связанные с его внедрением. Тем не менее, в настоящее время, дистанционному обучению осужденных уделяется повышенное внимание. Законодатель, руководство ФСИН, ученые и практики в полной мере представляют, что для уголовно-исполнительной системы данный способ реализации осужденными к лишению свободы права на получение образования является самым приемлемым и не идет вразрез с режимными требованиями исправительных учреждений. Важным является то, что Федеральная служба исполнения наказаний имеет определенный опыт в организации дистанционного обучения осужденных и взаимодействие учреждений УИС с образовательными учреждениями непрерывно развивается. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314 на Федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность организации дистанционного обучения осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Развитие дистанционного обучения, его законодательное урегулирование и повсеместное внедрение должны стать в будущем важным элементом в процессе гуманизации, а также соблюдения прав и законных интересов осужденных. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|