Предупреждение преступлений |
Понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений: сущность и основные элементыАвтор: С.В. ОбразцовАнализируя современное состояние понятийного аппарата оперативно-розыскной деятельности, очевидно, что понятие «предупреждение» преступлений в теории оперативно-розыскной деятельности давно оспаривается в вопросах относительности соответствия с понятиями «профилактика» и «пресечение» преступлений1. В связи с этим возникает необходимость в определении исходных понятий, характеризующих процесс предупреждения преступлений, и смысла, который в них вкладывается, так как в практической деятельности и в специальной литературе рассматриваемые понятия зачастую употребляются в разном значении. Некоторые авторы, исследуя понятия «предупреждение преступности», «профилактика преступности и преступлений», «предотвращение преступности и преступлений», «пресечение преступности», используют их как равнозначные. Такая позиция приемлема, если рассматривать эти понятия в широком смысле, то есть как систему различных мер на общем, специальном и индивидуальном уровнях1, призванных устранить причины и условия преступности, как общие, так и различных видов преступлений. Однако, как представляется, при разработке любого правового понятия необходимо учитывать не только этимологию, но и смысловое содержание, то есть насколько используемые термины пригодны для обозначения реализуемых в практической деятельности мер, согласно их характеру и правовой природе, принимая во внимание принятую в законодательной и практической деятельности специальную терминологию. Тогда как одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, не вызывает сомнений обоснованность аргументации других ученых, отмечающих, что в философии понятие «предупреждение» и «профилактика» могут быть представлены как взаимосвязь целого и частного, общего и особенного, а на индивидуальном уровне предупреждение преступлений включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение. В этой связи Г.А. Аванесов отмечает, что термины «предупреждение», «профилактика», «предотвращение (преступности, преступлений)» применимы как взаимосвязывающие, но без детализации соответствующих понятий1. По его мнению, предупреждение преступлений на индивидуальном уровне включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение. Проанализировав многочисленные подходы к понятию оперативно-розыскного предупреждения преступлений, мы разделяем последнюю точку зрения. Продолжая уяснение сущности рассматриваемого понятия, следует отметить, что определения оперативно-розыскной профилактики неоднократно давались различными учеными. На наш взгляд, наиболее полное определение оперативно-розыскной профилактики преступлений сформулировал С.С. Галахов, который определил ее как нормативно урегулированную систему комплексных оперативно-розыскных мер индивидуально-профилактического воздействия и контроля в отношении лиц, состоящих на оперативно-розыскных и профилактических учетах органов внутренних дел, с целью изучения и своевременной нейтрализации факторов, влияющих на их криминальную активность. Объявление: В.Г. Самойлов оперативно-розыскную профилактику рассматривал как урегулированную ведомственными нормативными актами деятельность оперативных аппаратов, направленную на проведение индивидуальных профилактических мер в отношении лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений. В изданных позже работах он высказал мнение о том, что профилактическая деятельность оперативных подразделений осуществляется не только оперативно-розыскным путем и не только в рамках какой-то одной формы. Аналогичная позиция наблюдается в научных трудах Д.В. Гребельского, А.Ф. Волынского, А.Г. Лекаря. В теории оперативно-розыскной деятельности имеются и другие взгляды на рассматриваемую проблему. Так, в частности, В.В. Кутковский полагает, что оперативно-розыскная профилактика пенитенциарной преступности – основанная на законах и регулируемая ведомственными нормативными актами научно обоснованная деятельность, проводимая должностными лицами, заключающаяся в комплексном применении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и устранения причин преступлений и условий, им способствующих, установления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений и оказания на них предупредительно-профилактического воздействия. Из вышеизложенного очевидно, что авторы, давая понятие оперативно-розыскной профилактики, подразумевают именно ту систему мер, которая осуществляется при отсутствии умысла или приготовления к конкретному преступлению, т.е. разделяют близкую нам научную позицию. Наиболее полно ее изложил А.Г. Лекарь, указав, что предотвращение преступлений представляет собой сложную деятельность, главными составляющими элементами которой являются: выявление и устранение причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению (профилактика), предупреждение преступлений при обнаружении преступного умысла и пресечение преступных действий на стадиях приготовления и покушения. В этом смысле, утверждает автор, понятие предупреждения является собирательным, или комплексным. Основываясь на приведенных выше позициях ученых и принимая во внимание специфику осуществления оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, мы приходим к выводу, что оперативно-розыскное предупреждение пенитенциарной преступности – комплекс оперативно-розыскных, режимных, правовых, воспитательных и иных мер, носящих гласный или негласный характер; соответствующий требованиям законов и подзаконных нормативно-правовых актов; осуществляемый всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы в сфере их компетенции; организуемый оперативными подразделениями УИС с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов в следующих направлениях: – выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению (общая профилактика); Из данного нами авторского определения возможно выделить основные признаки оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарной преступности. В первую очередь, это разноплановая деятельность, отражающая специфику оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Ещё с советских времен в местах лишения свободы сохранились неписаные правила, знакомые каждому сотруднику исправительных учреждений: «Каждый офицер – режимник» и «Каждый офицер – воспитатель». Смысл этих правил таков – любой сотрудник, относящийся к среднему и старшему начальствующему составу, независимо от характера своей служебной деятельности, постоянно должен анализировать окружающую обстановку с точки зрения «режимника» (сотрудника отдела безопасности) и воспитателя, принимая на себя, при необходимости, их функции. Такой подход представляется абсолютно правильным и, очевидно, спас немало человеческих жизней, позволяя своевременно принимать как профилактические, так и предупреждающие меры (в отношении подготавливаемого либо совершаемого преступления). В наибольшей степени вышесказанное относится к сотрудникам оперативных подразделений УИС, которые, в силу своих должностных обязанностей, наиболее близки к осуществлению как режимных, так и воспитательных функций. Вместе с тем (и это предусмотрено определением) оперативные сотрудники в целях предупреждения пенитенциарной преступности осуществляют также оперативно-розыскную деятельность, разъясняют и применяют нормы права и т.д., причем их действия могут носить, в соответствии с ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», гласный и негласный характер. Следующим признаком оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарной преступности является его соответствие требованиям законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Очевидно, что указанная деятельность, безусловно, должна отвечать требованиям соблюдения законности, как и оперативно-розыскная деятельность в целом. Как следует из предложенного нами определения, оперативно-розыскное предупреждение пенитенциарной преступности осуществляется всеми отделами и службами уголовно-исполнительной системы в сфере их компетенции, но организуется оперативными подразделениями УИС с использованием оперативно-розыскных сил, средств и методов.Основополагающей предпосылкой здесь является то, что предупреждение пенитенциарной преступности представляет собой целостный процесс, осуществляемый всеми частями и службами ИУ, формируемый и координируемый с учетом получаемой информации оперативными подразделениями УИС. Комплексный характер осуществления предупредительной деятельности, тем не менее, не влечет за собой отказ от ее отнесения к одному из видов оперативно-розыскной деятельности. Теория оперативно-розыскной деятельности в качестве сил ОРД выделяет как оперативных сотрудников, так и иных сотрудников, привлекаемых к выполнению разовых поруче-ний1. Таким образом, оперативные сотрудники УИС используют возможности иных отделов и служб при выполнении одной из задач оперативно-розыскной деятельности, предусмотренной ст.ст. 1, 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ч.1 ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Отметим, что, согласно сложившейся в теории оперативно-розыскной деятельности традиционной точки зрения, профилактика тех или иных преступных деяний включает в себя общую и индивидуальную составляющие3, а при предотвращении преступления речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению, при пресечении – о реагировании на начавшееся преступное поведение (в стадии покушения). В этом смысле предотвращение и пресечение являются соединительным звеном между предупреждением в указанном выше классическом смысле и правоохранительной деятельностью. Можно сказать, что предотвращение и пресечение преступлений бывают даже ближе к правоохранительной деятельности, поскольку относятся к таким стадиям механизма преступного поведения, как принятие решения о преступлении, его планирование, подготовка и начавшееся исполнение решения. Проанализировав многообразие научных подходов к понятию оперативно-розыскного предупреждения преступлений, мы приходим к следующему заключению: в условиях уголовно-исполнительной системы необходимо формирование единого понимания указанного понятия. Для этого следует закрепить понятие оперативно-розыскного предупреждения преступлений в органах и учреждениях УИС, приведенное нами выше, в ведомственном нормативно-правовом акте, регламентирующем оперативно-розыскную деятельность в уголовно-исполнительной системе. Указанная мера, как нам представляется, повлечет за собой повышение эффективности предупредительной работы оперативных подразделений УИС. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|