Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Реформирование УИС





Реформирование УИС

Организационное проектирование, направленное на реализацию целей дальнейшего реформирования УИС (по материалам заседания президиума государственного совета Российской Федерации «о состоянии УИС РФ»)

Автор: С.В. Перов

В феврале 2009 года в Вологде состоялось заседание президиума Государственного совета Российской Федерации, на котором обсуждались проблемы функционирования УИС и перспективы ее дальнейшего развития. В качестве основных целей дальнейшего реформирования УИС были определены следующие направления:

– преобразование УИС в реабилитационную систему, способствующую физическому и духовному оздоровлению осужденных, приобретению необходимой профессии и образования, возвращению обществу законопослушных и дееспособных граждан, безусловному обеспечению прав, свобод и интересов осужденных, обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений;

– дальнейшая гуманизация карательной практики, создание эффективной системы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и административных наказаний как альтернативы заключению под стражу или лишению свободы;

– максимально широкое вовлечение спецконтингента в трудовую деятельность в целях получения им профессии, необходимой при освобождении из мест лишения свободы;

– организация взаимодействия всех заинтересованных органов по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, преемственности в работе органов, исполняющих наказание, правоохранительных органов и социальных служб, а также реализация специальных программ, включающих получение образования, профессии, медицинского обеспечения, укрепления материально-технической базы учреждений УИС, профилактики преступности;

Объявление:

– повышение социального статуса сотрудников УИС.

Актуальной в связи с этим представляется разработка организационных проектов, направленных на реализацию обозначенных выше целей реформирования УИС.

В основе таких организационных проектов должны лежать желаемые характеристики УИС. То есть сам организационный проект есть по своей сути образ желаемого состояния объекта.
Исходя из результатов проведенного нами исследования организационного проектирования в УИС, необходимо обратить внимание на ряд ключевых моментов при разработке и внедрении оргпроектов, направленных на реализацию целей реформ.

Во-первых, сам масштаб поднятых на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации проблем предполагает широкий комплекс мер по их решению. Безусловно, те изменения, которые предложены, затрагивают различные стороны жизнедеятельности отечественной системы исполнения наказаний. Поэтому оргпроекты по внесению данных изменений также должны быть комплексными. В конечном итоге, может быть разработан один комплексный оргпроект, содержащий характеристики УИС, которые необходимо достигнуть в результате реформирования.

На наш взгляд, примерная структура данного оргпроекта должна иметь следующий вид:

Правовой блок – в данном разделе оргпроекта необходимо отразить те правовые акты, которые будут регулировать функционирование УИС. При этом в правовой блок должны быть включены как федеральные законы, так и подзаконные правовые акты. Например, организация взаимодействия всех заинтересованных органов по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, потребует принятия Федерального закона «О социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» и других.

Блок функциональной структуры УИС – предполагаемые изменения затрагивают функции, осуществляемые органами и учреждениями УИС. В частности, введение в действие такого уголовного наказания, как ограничение свободы, а также осуществление социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы – эти и другие меры вносят изменения в функциональную структуру УИС. Поэтому в данном блоке оргпроекта необходимо отразить характеристики тех функций органов и учреждений УИС, которые будут подвергнуты изменениям. В содержание блока функциональной структуры УИС должны быть сведения о предполагаемых качественно-количественных характеристиках функций УИС (например, число осужденных к ограничению свободы, количество сотрудников УИС, привлекаемых для реализации данной функции, материально-техническое обеспечение функций и т.п.).

Блок организационной структуры УИС – в данном разделе оргпроекта должны содержаться характеристики организационной структуры УИС после внесения изменений. Осуществление органами и учреждениями УИС новых функций, а также изменение уже существующих потребует совершенствования организационных структур. Создание структурных подразделений, введение новых должностей, изменение организационных связей между подразделениями – эти и другие вопросы являются неотъемлемыми элементами описываемого нами оргпроекта. В частности, актуальным представляется разработка проекта организационной структуры центра социальной реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Блок информационной структуры УИС – содержит характеристики информационных связей между элементами УИС, а также другими органами, вовлеченными в процесс исполнения уголовных наказаний. В частности, решение такой задачи, как обеспечение преемственности в работе органов, исполняющих наказание, правоохранительных органов и социальных служб, требует создания эффективной системы обмена информацией между ними. В данный раздел оргпроекта должны входить сведения о содержании информационных связей, способах получения, хранения, обработки и передачи информации, качественно-количественных характеристиках информационных процессов.

Блок организации процессов функционирования – в данном разделе должно содержаться описание технологии процессов функционирования органов и учреждений УИС и их структурных подразделений. Например, проводимые сегодня в ряде субъектов Российской Федерации эксперименты по апробации применения электронных браслетов для контроля перемещёния осужденных в колониях-поселениях делают актуальным разработку оргпро-екта по организации применения электронных браслетов в УИС.

Таким образом, осуществление данных рекомендаций при разработке оргпроектов, направленных на реформирование УИС, позволит повысить эффективность реализации поставленных Президентом Российской Федерации целей.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >