Трудовая политика советского государства |
Исправительно-трудовая политика советского государства: организационные и правовые основы (1929-1940 годы)Автор: С.Ю. ЧекулаевКонец 20-х годов в истории Советского государства ознаменовался исключительно важными процессами – индустриализацией и коллективизацией. Индустриализация предусматривала освоение отдаленных районов Сибири, Урала, Крайнего севера, Дальнего Востока, Средней Азии, создание системы транзитных коммуникаций, шоссейных дорог, водных путей сообщения. Предстояло организовать разработку полезных ископаемых и построить сотни промышленных предприятий. Для решения задачи индустриализации страны требовалось перемещёние значительных ресурсов рабочей силы в необжитые местности. Коллективизация непосредственно связывалась с насильственной экспроприацией частной собственности и неизбежна вела к конфронтации крестьянского населения с властью. Непосредственно с этими процессами связано принятие ВЦИК и СНК РСФСР 26 марта 1928 года постановления «О карательной политики и состояния мест заключения». В нем, в частности, отмечалось, что в работе Народного комиссариата юстиции (НКЮ) и народного комиссариата внутренних дел (НКВД) отсутствует планомерная и достаточно выдержанная с классовой точки зрения политика в регулировании режима в местах заключения. Постановление содержало важные политические установки, а именно: усиление репрессий по отношению к лицам, признаваемых классово-чуждыми, ужесточение условий содержания, ограничение возможности досрочного освобождения и сокращение сроков путем зачета рабочих дней, ориентация мест заключения на решение хозяйственных задач. 30 октября 1929 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление об упразднении распределительных комиссий при инспекциях мест заключения, как исчерпавших свои возможности и передаче их функций наблюдательным комиссиям. Каждая комиссия должна была «охватывать» не более 200 заключенных. По своему составу комиссии не были в полном смысле слова общественными формированиями, так как наполовину состояли из представителей государственных органов (представитель суда, места лишения свободы, органа рабоче-крестьянской инспекции). Наблюдательные комиссии наделялись рядом новых функций, принадлежавших ранее распределительным комиссиям, в том числе: наблюдение за правильным осуществлением в отношении заключенных положений ИТК РСФСР и приговора суда; рассмотрение и разрешение в пределах своей компетенции заявлений заключенных относительно неправильных действий администрации места заключения; возбуждение перед соответствующими органами вопросов об отмене других неправильных постановлений администрации мест заключения. В 1930 году в сфере исправительно-трудовой политики важное значение придавалось производственной и культурно-массовой работе в местах заключения. Об этом свидетельствует постановление ВЦИК и СНК РСФСР, принятое 20 марта 1920 года по докладу НКВД РСФСР. Были также одобрены мероприятия НКВД по радиофикации и кинофикации мест заключения, приобщению заключенных к культурной и политической жизни Советского Союза и признано необходимым усилить эту работу путем поощрения инициативы и самодеятельности заключенных, а также усилить ассигнования на культурно-просветительную работу в местах заключения. Объявление: К сожалению, это постановление не получило реального воплощения в жизнь ввиду ликвидации в конце этого года НКВД союзных и автономных республик и передачи общих мест заключения в ведения НКЮ союзных республик. Эта реорганизация позволила НКЮ РСФСР отмежеваться от исправительно-трудовой политики НКВД РСФСР, которая в 1931 году была подвергнута острой критике за ее либерализм, который не соответствовал периоду классовой борьбы и увеличению в местах лишения свободы классово чуждых пролетариату элементов, процент которых, не превышающих в 1929 году 3–4 %, в 1931 году вырос до 35 %. Основными направлениями исправительно-трудовой политики, провозглашенной НКЮ РСФСР , стали следующие: дифференцированный, прежде всего классовый, подход к лицам, лишенным свободы (при их распределении по местам лишения свободы и организации режима); преобразование не оправдавших себя трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей в дома фабричного ученичества особого типа; осуществление полной самоокупаемости исправительно-трудовых учреждений; повышение требовательности к их работникам; замена бесклассовой культурно-просветительной работы политико-воспитательной. В 1931 году было утверждено Временное положение о Главном управлении исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ) НКЮ РСФСР. В соответствии с положением систему мест лишения свободы НКЮ РСФСР составляли: изоляторы для различных типов (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ, штрафные); больницы и учреждения для медицинской экспертизы; учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Указанная система мест лишения свободы была закреплена в Исправительно-трудовом кодексе РСФСР 1933 года. В этом законодательном акте нашли отражение основные цели исправительно-трудовой политики (ст.2), а именно: а) ставить осужденных в условия, преграждающие им совершать действия, наносящие ущерб социалистическому строительству; Провозглашенная Конституцией РСФСР обязанность общественно-полезного труда для всех граждан, распространялась также и на лишенных свободы, способных к труду. Труд, лишенных свободы, и проводимая среди них политико-воспитательная работа должны были служить перевоспитанию и приобщению их к работе и жизни в условиях трудового коллектива и приобщению их к участию в социалистическом строительстве. В этом законодательном акте, как справедливо отмечала Г.М.Иванова, не упоминались ни лагеря, ни десятилетние сроки заключения, ни особые полномочия ОГПУ. Основным типом мест лишения свободы по кодексу (ст.3) являлись трудовые колонии различных видов и потому лагеря как бы не существовали. В отличие от первых исправительно-трудовых кодексов союзных республик, ИТК РСФСР 1933 года не содержал норм об отбывания наказания по прогрессивной системе. Отказ от нее являлся результатом негативного отношения к прогрессивной системе руководства НКЮ РСФСР и ряда научных работников. Как пишет профессор Кузьмин С.И., они считали, что прогрессивная система способна служить только целям, преследуемым буржуазной тюрьмой, так как связана со ставкой на индивидуальное исправление заключенных. Одна из важнейших задач исправительно-трудовой политики начала 30-х годов заключалась в получении экономической выгоды от труда заключенных в интересах социалистического строительства. Достигалось это различными способами. Во-первых, в исправительно-трудовых лагерях и колониях на инженерно-технических, административно-хозяйственных и иных должностях использовались заключенные из числа специалистов или прошедших подготовку на специально подготовленных курсах. Во-вторых, за свой труд все категории заключенных получали не заработную плату, а премиальное вознаграждение в пределах 10 % от ставки вольнонаемных сотрудников. Следует отметить, что либерализация исправительно-трудовой политики, подчиненной решению экономических задач привела к ослаблению режима содержания заключенных в впервой половине 30-х годов и породила негативные явления в ИТЛ и ИТК, которые впоследствии пришлось преодолевать с помощью уголовных репрессий. В частности, в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 года « О дополнении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» в системе мест лишения свободы появились тюрьмы. Они предназначались для содержания осужденных за опасные преступления, а также лиц, переводимых в дисциплинарном порядке из исправительно-трудовых лагерей и колоний за систематическое нарушение установленного порядка, совершающих побеги, отказывающиеся от работы и т.д. Перевод таких лиц в тюрьму мог осуществляться по постановлению начальника республиканского, краевого или областного управления НКВД Союза ССР на срок до одного года с санкции прокурора соответствующего лагеря и по постановлению начальника ГУЛАГА НКВД СССР на срок до двух лет с санкции Прокурора Союза ССР. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов, определявших исправительно-трудовую политику в 30- годах дает основание сделать вывод о том, что они не содержали установки на притеснение или произвол по отношению к заключенным. Однако массовые репрессии, навешивание ярлыков типа «враг народа» порождали у части работников мест лишения свободы иллюзию вседозволенности и соответствующее отношение к заключенным. Сотрудники нарушали требования законности, превышали свои полномочия, ущемляли права заключенных, и лишь немногие привлекались к уголовной ответственности. Исправительно-трудовая политика предусматривала дифференциацию контингента в лагерях и колониях по различным основаниям с целью исключения их взаимовлияния. К первой группе относились судимые по составу контрреволюционных преступлений, особо опасные уголовные преступники и неоднократно судимые. В свою очередь, они делились на три группы: А, Б, В. К группе «Б» – судимые за вредительство; перебежчики; активные участники контрреволюционных, фашистских, повстанческих, националистических организаций; бывшие члены антисоветских политических партий (меньшевики, эсеры, анархисты, грузинские меньшевики, дашнаки, мусаватисты и др.); руководители и организаторы массовых беспорядков; осужденные бандитизм и вооруженный разбой; а также имеющие судимость за побег из лагерей и тюрем. К группе «В» – лица, осужденные за прочие контрреволюционные преступления (не указанные в группах «А» и «Б», уголовники-рецидивисты, социально-вредные, социально-опасные элементы), имеющие более трех судимостей за однородные преступления, за грабеж и разбой. Ко второй группе относились осужденные за бытовые и иные преступления. При распределении контингента учитывалось пригодность к физическому труду, национальная принадлежность, состав преступления. Сложившая на протяжении 30-х годов практика условно-досрочного освобождения и досрочного освобождения по зачетам рабочих дней в срок отбытого наказания явно противоречила карательной и исправительно-трудовой политике государства. В конце 30-х годов исправительно-трудовая политика была подвергнута корректировке при непосредственном участие И.В.Сталина. На закрытом заседании Президиума Верховного Совета СССР 25 августа 1938 года рассматривался вопрос о досрочном освобождении заключенных, отличившихся на строительстве вторых путей от станции Каринская до Хабаровска. Взял слово и И.В.Сталин, который сказал: « Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но сточки зрения государственного хозяйства это плохо… нельзя ли это дело повернуть по-другому, чтобы люди эти оставались на работе- награды давать, ордена, может быть? А то мы их освободим, вернутся они к себе, снюхаются опять с уголовниками и пойдут по старой дорожке. В лагере атмосфера другая, там трудно испортиться… Может быть так сказать: досрочно сделать их свободными от наказания с тем, чтобы они остались на строительстве как вольнонаемные?... Это, как у нас говорилось, – добровольно-принудительный заем, так и здесь – добровольно-принудительное оставление». С мнением И.В.Сталина приходилось считаться, и поэтому Л.П.Берия подписал приказ о награждении четырех осужденных медалями «За Трудовое отличие» с освобождением от дальнейшего наказания. Это был последний в истории мест лишения свободы приказ о награждении заключенных правительственными наградами. Этим же приказом выделялся один миллион рублей для поощрения 4300 заключенных Амурлага, Южла-га, Кандалакши-Куолоярви ИТЛ. Решением Особого совещания при НКВД СССР 50 заключенных досрочно освобождались от наказания и сокращался срок 100 осужденным. Однако руководство НКВД СССР не устраивало досрочное освобождение заключенных с оставлением на строительство. Решение хозяйственных задач ГУЛАГом требовало мобильной переброски рабочей силы на новые объекты. Непосредственным поводом к отмене зачетов рабочих дней и условно-досрочного освобождения послужил доклад начальника лагерей железнодорожного строительства о безобразиях с зачетами, в результате чего сроки заключения сокращались в полтора-два раза. Правительство СССР поставило перед НКВД и Управлением лагерей задачу максимального использования лагерной рабочей силы на строительстве важнейших объектов. Вместе с тем существующая в лагерях практика условно-досрочного освобождения на основе зачета рабочих дней приводит к тому, что во многих случаях они фактически отбывают половину или одну треть срока наказания. Такая практика сводит на нет значение исправительно-трудовых мер и не способствует правильной организации труда в лагерях и полному использованию рабочей силы. Как свидетельствуют архивные документы, в конце 30-х годов активизировался прокурорский надзор за деятельностью администрации исправительно-трудовых учреждений, чему способствовал приказ НКВД СССР №160-1940 г., обязавший начальников управлений ИТЛ, ОИТК, ИТК, трудовых колоний для несовершеннолетних и начальников тюремных управлений, отделов НКВД направлять все издаваемые ими приказы и распоряжения, регулирующих деятельность названных учреждений в части лагерного порядка и режима, соответствующим прокурорам, осуществляющих надзор за этими объектами. Таким образом, можно констатировать, что исправительно-трудовая политика до 1940 года характеризуется, прежде всего, классовым подходом к заключенным и социальной опасностью правонарушителей вследствие чего сформировались и на протяжении всего исследуемого периода функционировали две системы мест лишения свободы: ИТЛ и ИТК. В предвоенный период эта политика становится важнейшим инструментом укрепления экономической безопасности страны. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|