Легитимность государственной власти |
Легальность, законность и легитимность государственной власти: нетрадиционный подходАвтор: Безкоровайная Ю.Е., Навальный С.В.Процессы, происходящие в современном мире, чрезвычайно многообразны и сложны. Зачастую, тенденции развития этих процессов говорят об их различной направленности и некоторой противоречивости. Так, в связи с происходящими процессами глобализации, международной интеграции, и одновременной суверенизации государств, проведением военных действий на территориях ряда стран, актуальность приобретают вопросы государственной власти, механизмов ее легализации, повышения ее эффективности. В связи с этим, внимание ученых и прежде всего, ученых-теоретиков, следует обратить к исследованию ресурсов государственной власти, в частности, такой малоизученной категории, как легальность государственной власти. Легальность является основополагающей категорией изучения власти, на различных этапах ее исторического развития и понимания с точки зрения ее социально-правовой сущности. Таким образом, с точки зрения нормативистского подхода1, под легальностью, следует понимать особое состояние политико-правовых отношений, определяющее соответствие порядка организации и функционирования институтов государственной власти позитивным установлениям закона. Легальность важно отграничивать от легитимности - субъективной категории, которая выражает определенное отношение людей к государственной власти, ее институтам и осуществляемой ими политике. Таким образом, легитимность носит более оценочный, правовой характер, в то время как легальность является строго юридическим процессом. Очевидно, что обе эти категории имеют единую правовую природу. Объявление: Вместе с этим, ряд ученых-теоретиков, философов, политологов рассматривают легальность в качестве синонима категории «законность» (которая в раках юридической науки и политологии получила широкое распространение). Однако, следует отметить существование иных позиций которые исходят из различных пониманий законности (как правило, в узком и широком смысле). Развивая исследовательские положения советских ученых с учетом современных знаний в этой области, следует говорить о единой сущности легальности и законности. Однако некорректным представляется тезис об отождествлении законности и легальности. Нам представляется, что законность является более широкой по объему категорией и должна рассматриваться как режим общественной жизни, состоящий в строгом неукоснительном соблюдении правовых норм всеми субъектами. Легальность же видится нам в более узком понимании, в качестве явления политико-правового характера. Иными словами, легальность характеризует определенный режим функционирования государственной власти (в лице его государственных органов) на основании закона и во исполнение его. Субъектами легальности выступают должностные лица (государственные и муниципальные служащие). Таким образом, легальность выступает самостоятельным политико-юридическим процессом узаконивания власти, и обладает в силу этого, уникальным набором признаков (рационально-правовая основа, политико-юридический характер, специфический субъектный состав). Легальность, на сегодняшний день является слабо изученной категорией, как юридической, так и политологической науки. Однако, современные мировые процессы, диктуют нам необходимость в ее исследовании. Мы, полагаем, начать следует именно с определения дефиниций в указанной тематике и постановке самой проблемы их определения и соотношения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|