Институты публичной власти |
Развитие институтов публичной власти постсоветской России в ментально-правовом измеренииАвтор: Саркисян Л.Р., Мордовцев А.Ю.Известно, что любая человеческая деятельность осуществляется под воздействием двух факторов: объективного и субъективного, а в свою очередь общественные явления формируют особое состояние народонаселения. Данное обстоятельство обозначается таким понятием, как менталитет. Выявление правовых стереотипов, закрепленных в менталитете, и исследование их влияния на правовое сознание, позволяют определить особенности эволюции правовой реальности российского общества; выявить дисбаланс между современным законодательством России, которое создается по образцу западноевропейского права, с одной стороны, и правовой реальностью, закрепленной в правовом менталитете, с другой стороны. История свидетельствует, что власть в России вне зависимости от смены режимов традиционно носит авторитарный характер. По представлениям русского народа, единственной инстанцией, обеспечивающей власть и порядок в государстве, является князь, царь, император, президент. Все это в совокупности предопределило становление и характер установившегося института президентства. Очевидно и то, что в постсоветской России «прижился» принцип «примогенитуры» (монархический, по своей сути, порядок передачи власти от правящего лица своему преемнику, который затем получает легитимацию через институт выборов), так может быть незачем России «переступать через себя», и отказаться от института выборов в том виде, как он есть в настоящее время. Возможно ей не стоит примерять на себя «европейский путь», и пора уже сказать Западу, что мы другие ,и Западу признать, что Россия это не Европа?! Ключевой «персональный вопрос», который определит все остальное- разумеется, отношения В.Путина как национального лидера с третьим российским Президентом. Главной задачей первого года его правления, видимо, будет постепенное сосредоточение основных рычагов власти в своих руках и при этом сохранение доверительных отношений с национальным лидером. Безусловно, задача не из легких: созданная сегодня конструкция институтов государственной власти, безусловно, допускает двоевластие. Объявление: Но первые и важные шаги заметны уже сегодня. Внесены поправки в Конституцию РФ в связи с посланием Президента РФ Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию от 5 ноября 2008г., в котором было предложено увеличить сроки конституционных полномочий Президента до 6 лет. Так или иначе, но подавляющее большинство проблем постсоветской России кроется в российском массовом сознании, начиная от главы государства и заканчивая рядовым гражданином. Можно принять еще сотню нацпроектов, но однако самый главный национальный проект – «ломка» сложившегося за столетия российского менталитета. Однако какова принципиальная возможность реализации такого проекта, не будем ли безрезультатно «бить себя по затылку». Понятие «полиция» существует уже много веков, но в настоящее время под ним подразумевается деятельность, направленная на обеспечение охраны и безопасности государства и общества. Содержание понятия менялось в течение последних пяти веков. Первоначальное определение «полиции» практически невозможно сравнивать с современным. В XV-XVII вв. под «полицией» в европейском праве понимали состояние порядка в обществе, которое достигалось деятельностью князей, их нормативными предписаниями, способностью использовать имеющиеся в их распоряжении средства. Полиция обладала довольно широкими полномочиями и отвечала не только за поддержание правопорядка в стране, но и за регулирование целого ряда отношений экономического, правового характера. В XVIII в. к компетенции полиции стали относить и государственное управление. А в эпоху абсолютизма это понятие стало обозначать и «всеобщее благосостояние», что выражалось в опеке политической, экономической и духовной сфер жизни общества и личности. В России полиция как самостоятельное учреждение возникла в 1718 г. в связи с установлением должности генерал-полицеймейстера и определением его обязанностей по обеспечению безопасности государства и решению задач его благоустройства. В 1721 г. были приняты устав и регламент главного магистрата, где впервые была обозначена сущность понятия «полиция» в российском праве. При этом ее задачи затрагивали практически все сферы государственного управления, в том числе и судебную сферу (юстицию). Спустя почти полвека (во времена правления Екатерины II) на законодательном уровне стало постепенно происходить разделение судебных и административных функций, в рамках которых отдельно стали выделяться и полицейские функции в их современном понимании. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|