Срок полномочий мирового судьи |
О законодательной регламентации срока полномочий мирового судьиАвтор: Нуриахметов И.Ф.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрел в системе судов общей юрисдикции наряду с федеральными судами и институт мировых судей, одновременно отнеся его к судам субъектов Российской Федерации (ст.4). Срок полномочий мирового судьи, можно определить, как период времени, на который назначается (избирается) мировой судья, в течение которого он вправе осуществлять правосудие. Исследование законодательства субъектов России, определяющего срок полномочий мирового судьи, показывает, что большинство субъектов установило для первоначального занятия должности мирового судьи срок в три года. Данный срок, по-видимому, заимствован по аналогии со сроком, установленным для первоначального занятия должности федерального судьи. При повторном и последующих назначениях срок для занятия должности мирового судьи установлен в пять лет. (Москва, Архангельская, Калужская, Кировская, Свердловская, Тверская, Тюменская области, Санкт-Петербург, республики Башкортостан, Бурятия, Северная Осетия-Алания, Чукотский автономный округ и др.). В Краснодарском крае мировой судья первоначально назначается на срок два года, при последующих назначениях на пять лет. В республиках Марий-Эл, Мордовии, Тыве, Владимирской областях, Ямало-Ненецком автономном округе мировые судьи назначаются первоначально на три года, повторно на десять лет. В Ростовской области, Хабаровском крае установлена трехзвенная система: первоначальное назначение на три года, на второй срок - пять лет, последующие назначения на десять лет. В Республике Татарстан, Белгородской области как при первоначальном, так и при последующих назначениях используется схема: пять+пять. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом является система, установленная в Ростовской области и Хабаровском крае. Увеличение срока полномочий от назначения к назначению должно надлежащим образом сказаться как на стабильности процессуальной деятельности мировых судей, так и окажется неким стимулирующим средством для занятия должности мирового судьи. Предложения ряда авторовF21F о назначении мировых судей при повторных назначениях на бессрочной основе противоречит самой идее мировой юстиции как суда субъекта Российской Федерации, формируемого на основе избрания (назначения) законодательным органом субъекта России либо избрания населением соответствующего судебного участка, являющегося наиболее приближенным к населению судебным учреждением, и превращает данный институт в некий придаток федерального суда. Объявление: В заключении можно сделать следующий вывод: срок полномочий мировых судей на уровне Российской Федерации определен лишь схематично, федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации правомочие определения конкретного срока полномочий мирового судьи, который должен устанавливается с учетом местных особенностей региона, а также заинтересовать квалифицированных юристов для занятия должности мирового судьи. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|