Преступность при производстве дознания |
Борьба с преступностью в деятельности органов внутренних дел при производстве дознанияАвтор: Егоров Е.В.Одной из глобальных проблем современности является борьба с преступностью. Цифры официальной статистики настораживают - ежегодно в России жертвами преступлений становятся до 4 млн. человек.F63F Из трех миллионов уголовных дел, находящихся в производстве следователей МВД России, более 1,7 млн. приостановлены, потому что виновных найти не удалось. Эти цифры означают, что 1 млн. 738 тыс. преступлений так и остались нераскрытыми. Данная проблема требует глубокого теоретического осмысления. Одним из ключевых звеньев в этой системе является вопрос об эффективности отечественного досудебного уголовного производства. Органы внутренних дел несут большую нагрузку по обеспечению эффективной уголовно-процессуальной деятельности. Они же обеспечивают расследование в полном объеме более трети всех совершаемых преступлений. Так, за 2007 г. только органами внутренних дел в качестве органов дознания окончено 37% всех оконченных производством дел. Задачи определяют виды и формы деятельности. В соответствии с законом РФ «О милиции», основными задачами органа внутренних дел, как субъекта расследования в уголовном процессе, являются: предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие противоправных деяний. Анализ положений указанного закона, а также ведомственных нормативных актов показывает, что в общем объеме деятельности органов внутренних дел расследование уголовных дел не является доминирующей функцией. Орган внутренних дел, исходя из смысла законоположений, следует рассматривать с позиции коллективного субъекта административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной функций. Таким образом, орган дознания, по сути, является субституцион-ным органом, ввиду нехватки квалифицированных субъектов в принципе, или в определенной ситуации (в частности полномочия по производству неотложных следственных действий для закрепления следов преступления). Следует отметить универсальный характер юрисдикции органов внутренних дел как органа дознания, что детерминируется спецификой деятельности и объемом способности реагирования по роду деятельности. Акценты следует распределить таким образом: орган внутренних дел обладает полномочиями органа дознания, но не орган дознания наделен полномочиями органа внутренних дел. Современная регламентация дознания не предусматривает обязанности по раскрытию преступления в ходе дознания, т.к. дознание теперь определяется только как форма предварительного расследования. Вместе с тем, раскрытие преступлений в ходе производства дознания вполне допустимо, но только в рамках производства следственных действий при соблюдении требований уголовно – процессуального законодательства. Объявление: Думается, что необходимо понимать дознание как, во-первых, производство неотложных следственных действий по обнаружению и закреплению доказательств в виду особенностей следственной ситуации. Во-вторых, как производство в полном объеме уголовных дел только по очевидным преступлениям небольшой тяжести как средство разгрузки следственного аппарата. Дознание должно не подменять следственные подразделения, а, ввиду особенностей ситуации либо несложности уголовного дела, как субституционный по своей сути орган, играть вспомогательную роль при расследовании преступлений. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|