
Государственный займ |
Проблемы соотношение бюджетного кредита и государственного займа в публичных правоотношенияхАвтор: Тарасова Т.А.Государственный кредит, являясь основной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Тем не менее, следует согласиться с мнением Б.И. Златкис, что «в современной финансовой науке нет сформулированной концепции использования такой мощной, но противоречивой по своему внутреннему устройству стоимостной категории, как государственный кредит». Вместе с тем, ряд исследователей указывает на то, что государство в данной сфере экономической деятельности может выступать и кредитором, и должником, и гарантом. При этом авторы учебных пособий не указывают, в каких формах должен быть выражен государственный кредит. Анализ действующих точек зрения, позволяет сделать вывод, что формами государственного кредита являются бюджетный кредит, государственные заимствования и государственные гарантии. Особый интерес в практической деятельности государства вызывают бюджетный кредит и государственный займ. Несмотря на изначальную общность и сходность регулируемых отношений, термины «заем» и «кредит» с правовой точки зрения не могут употребляться в качестве синонимов, так как каждый из них имеет специальную область применения. Первоначально, указанные категории являлись объектом изучения только гражданского права. С развитием рыночных отношений, кредит и заем становятся предметом дискуссии ученных в области публичных правоотношений. Поэтому, прежде чем говорить о соотношении указанных правовых категориях в рамках финансового права, необходимо рассмотреть содержание кредита и займа в гражданско-правовых отношениях. Анализ действующего гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что заем и кредит – это самостоятельные институты гражданского права, нормы которого устанавливают пределы, в которых данный интерес может быть выражен, а также разграничивают сталкивающие интересы. Однако кредитный договор и договор займа получили широкое распространение и в нормах публичного права, в частности, бюджетного. В свою очередь, анализ бюджетно-правовых норм, регулирующих предоставление бюджетных кредитов и государственных займов, позволяет с уверенностью утверждать о самостоятельности и в публичной сфере. Применение же норм гражданского законодательства к кредитно-заемным отношениям в бюджетном праве, не должно вводить в заблуждение практических деятелей относительно правой природы указанных правоотношений. Правовой режим одной отрасли может применяться напрямую только к объектам, находящимся в сфере действия данной отрасли права. Применение же его к объектам, находящимся в сфере действия другой отрасли, возможно, но не напрямую, а в порядке субсидиарного применения или применения по аналогии. Таким образом, для решения указанных проблем, необходимо активизировать участие судебных органов в принятии решений относительно разъяснений и рекомендаций в применении гражданского законодательства в сфере публичных отношений, которые будут способствовать правильному разрешению споров в Высшем Арбитражном Суде РФ. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|