Самоотношение в подростковом возрасте |
Особенности самоотношения в младшем, среднем и старшем подростковом возрастеАвтор: Ахметшина Л.Р. Изучение отношения личности к себе – традиционно психологическая проблема, сохраняющая свою актуальность в решении вопросов формирования зрелой, адаптированной личности. В исследовании приняли участие 90 школьников (30 подростков 11 – 12 лет, 30 – в возрасте 13 – 14 лет и 30 подростков 15 – 16 лет). Применялся опросник Р.С. Пантелеева.
Результаты проведенного исследования показали, что с переходом в средний, а затем и в старший подростковый возраст увеличивается открытость, возникает осознанность Я, повышается рефлексивность, критичность, способность не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Высокие самомнение и самоуверенность, говорящие об отсутствии внутренней напряженности, с возрастом снижаются, что свидетельствует об уменьшении сомнений в способности вызывать уважение. С взрослением возрастает уровень саморуководства, подросток более отчетливо переживает собственное Я как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Уровень отраженного самоотношения так же с возрастом повышается. Это свидетельствует о том, что личность, характер и деятельность подростка способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. С переходом в старший подростковый возраст увеличивается внутренняя конфликтность. Постоянная неудовлетворенность и споры подростков протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Уровень аутосимаптиb примерно одинаков во всех возрастных подростковых категориях. Фактор внутренней неустроенности, фиксирующий внутреннюю конфликтность, самообвинение в большей степени наблюдается у старших подростков. |