Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Агрессия в подростковых группах

Проблема агрессии в детских и подростковых группах

Автор: Фомиченко А.С.

Насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Начиная с середины 60-х годов, тема агрессии становится одной из актуальных в области психологии, ее даже называют сегодня «интригующей», а сам XXI век – «веком беспокойства о насилии». Анализ психологической и социально-философской литературы свидетельствует о том, что вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, выдвигаются на первый план многих исследований, создана обширная теоретическая база, регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары.

Особое внимание уделяется проблеме агрессивного поведения детей и подростков, которые, как следствие нестабильной социальной, экономической и моральной обстановки в стране, деформации семьи, не выполняющей таких важных функций, как формирование чувства психологического комфорта и защищенности, изобилия жестокости в средствах массовой информации и недоверия взрослым, выбирают агрессивный способ самоутверждения, как наиболее оптимальный.

В отечественной науке плодотворно разрабатываются различные аспекты данной проблемы, в том числе и агрессивного поведения школьников. К этому вопросу обращают свое внимание такие исследователи как Платонова Н.М., Колосова С.Л., Собкин В.С., Жамкочьян М.С., Фурманов И.А., Реан А.А., Семенюк Л.М., Гриценко А.В. Работы ведутся в следующих направлениях: теоретико-методологические основы детской и подростковой агрессии; анализ агрессивного поведения личности в контексте педагогики ненасилия, социальная детерминированность агрессивного поведения, типология агрессивного поведения школьников, специфика агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп, соотношение биологического и социального как психофизиологическая основа агрессивного поведения.

В своих исследованиях ученые рассматривают возрастной аспект как один из самых важных, принимая во внимание, что характер агрессивного поведения определяется возрастными особенностями человека, т.к. каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности.

Особенно ярко, по мнению многих психологов, агрессивное поведение проявляется в кризисные, переходные периоды, которые сопряжены с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением, капризностью и неуравновешенностью. Специальные исследования показывают, что уровень агрессивности детей снижается в дошкольном возрасте, пик неуступчивости приходится на 2 года, а агрессивности на 3 года. Если у ребенка закрепились агрессивные привычки, то после 13 лет скорректировать их более проблематично. Поэтому, ошибаются те, кто считают, что детская жестокость – это естественная возрастная особенность, и устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в старшем возрасте.

Объявление:

Несмотря на огромное количество выпускаемой литературы по данной проблеме, существует мнение, что имеющиеся знания ограничиваются лишь сведениями о том, почему и когда имеет место агрессивное поведение детей и подростков. Значительно меньше информации о методах и способах ослабления агрессии, профилактике агрессивных тенденций. Кроме того, практически не изученным остается вопрос восприятия детской агрессии взрослым человеком. Этот аспект требует специального внимания, поскольку зачастую агрессивность оказывается прямым следствием того, что взрослый неадекватно понимает причины детской агрессии, не умеет найти подход к ребенку или бессилен оказать ему помощь.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >