
Межличностные отношения подростков с задержкой психического развития |
Специфика межличностных отношений со сверстниками младших подростков с задержкой психического развитияАвтор: Шешукова Н.Н.Процесс усвоения человеческого видового опыта происходит в индивидуальной жизни ребенка, в его практической деятельности, которая обязательна, опосредована взрослыми, а также одновременно и активностью самого ребёнка по отношению к осваиваемому миру. В процессе социальных взаимодействий и общения ребёнка со взрослыми внешние социальные формы поведения интериоризируются и превращаются во внутренние индивидуальные формы организации психики. Подростковый возраст – это возраст врастания в мир человеческой культуры и общественных отношений. Именно в этот возрастной период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, развиваются нравственные понятия и качества личности, которые необходимы в дальнейшем для самостоятельной жизни. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) развиваются с отставанием от сверстников, с чем собственно, связаны качественные новообразования, определяющие своеобразие их межличностных отношений со сверстниками. Вышеуказанные положения легли в основу нашего исследования. Мы провели сравнительное изучение особенностей межличностных отношений со сверстниками младших подростков с ЗПР, обучающихся в разных условиях организации их обучения (в условиях коррекционного класса и в условиях обычного класса в общеобразовательной школе). Так, анализ результатов показал, что уровень благополучия подростков с ЗПР в системе межличностных отношений со сверстниками неудовлетворительный. В группах подростков с ЗПР имеет место нарушение общения, что проявляется в доминировании пренебрежительных отношений в группе, большая часть учащихся с ЗПР, как в классах КРО, так и в обычном классе оказались в неблагоприятных статусных категориях («отвергаемые»); - большинство учащихся с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в условиях обычного класса занимают неблагоприятное положение в группе сверстников, находятся в неблагоприятной атмосфере для их развития, социальное самочувствие школьников неблагоприятное, тогда как большинство нормально развивающихся младших подростков находятся в благоприятной социально-психологической ситуации развития; - результаты анализа конфликтности (агрессивности), полученные в исследовании, обнаружили наличие повышенного фона конфликтности в классных коллективах младших подростков с ЗПР, обучающихся в классах КРО и в условиях обычного класса, как достаточно частой их характеристики; - подростки изучаемых категорий в отличие от нормально развивающихся сверстников не испытывают потребности в общении со сверстниками, построении с ними продуктивных межличностных отношений, имеют негативные установки на перспективу в построении межличностных отношений с ними. Итак, наличие общих особенностей, на наш взгляд, обусловлено влиянием общей структуры дефекта при ЗПР, в то же время имеющиеся различия детерминированы влиянием разных микросред, в которых находятся младшие подростки с ЗПР. Сравнительный анализ межличностных отношений у учащихся в классах КРО и подростков, обучающихся совместно с нормально развивающимися сверстниками, выявляет более благоприятный их характер в условиях класса КРО. Следовательно, обучение в классах КРО массовой общеобразовательной школы в меньшей степени, а в классах с совместным обучением младших подростков с ЗПР с нормально развивающимися сверстниками, в большей степени, способствует усугублению дефекта их психического развития. Младшие подростки с ЗПР, обучающиеся в классах КРО, характеризуются более положительным взаимодействием со сверстниками и построением межличностных отношений, что в итоге, способствует более успешной школьной, социальной адаптации и коррекции личности в целом. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|