Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Субъектности как психолого-педагогическая проблема

Потеря субъектности как психолого-педагогическая проблема

Автор: Ананьева Т.В.

Современное состояние развития общественного, политического, технического, экономического и других составляющих содержания цивилизации, частично находило свое отражение в произведениях писателей-фантастов середины 20 века. Однако, те проблемы, которые «обнажил» 21 век, были представлены в их книгах частично, или не прогнозировались вовсе. Казалось, что единственным источником угрозы в дальнейшем развитии человечества, служит некая инопланетная цивилизация, «иной разум», либо просто сама природа и ее явления.

К сожалению, на сегодняшний момент, наиболее очевидной и глобальной угрозой существованию мира и человека в нем, является сам человек. Стремление к уничтожению себе подобных, агрессивность, жестокость, враждебность, потеря идентичности, безучастность к судьбе другого, уход от гуманного отношения к миру и всему живому – все это требует пристального внимания и анализа со стороны всего общества и каждого человека. Задача определения себя, своей самости, места в предметном мире и мире отношений с другими людьми, приобретает особое, многогранное и многопредметное звучание, являясь отправной точкой для множества дискуссий науки и практики.

Самоопределение традиционно имеет двойную трактовку, оно понимается либо как сознательный акт человека, либо как процессуальное явление, имеющее свою специфику и динамику. Определение себя, своей тождественности, является личностным самоопределением, имеющим некое иерархическое строение, как отмечает Пряжников Н.С., в высшей точке своего развития переходит в качественно новое, высокоуровневое самоопределение личности в культуре. Основной характеристикой этого самоопределения будет выступать активность индивида, его представленность как субъекта, всей жизнедеятельности в целом.

Насколько же субъектен современный человек? Следует отметить, что «субъект» является термином крайне сложным и многогранным, поэтому в литературе можно встретить необычайно широкий диапазон его трактовки: от элементарной характеристики субъекта как активного, ответственного индивида, от замещения понятия «субъект» понятием «личность», до сложных, высших форм освоения человеком окружающей действительности, определения себя в мире, познании смысла бытия.

В отечественной психологии разработка понятия «субъект» тесно связана с работами С.Л. Рубинштейна, определившего взаимосвязь субъект-объектных отношений человека и мира. В чем-то соглашаясь с представителями немецкой классической философии, в чем-то оппонируя им, С.Л. Рубинштейн пишет, что человек, всегда объективно существуя в мире, относится к этому миру субъективно. Следовательно, человек является одновременно и объектом, и субъектом бытия.

Объявление:

В своих рассуждениях, мы склонны согласиться с П. Я. Гальпериным, который считал, что понятие «субъект» следует отнести к наиболее труднейшим понятиям психологической науки, но имеющим для нее основополагающее значение. В связи с этим, следует уделять большое внимание становлению и выражению субъектности индивида. Необходимо отметить также, что проблема исследования субъектности имеет свое специфическое содержание, поскольку она связана с трудностью методического обеспечения и сопровождения ее становления.

Тем не менее, нельзя упускать из виду факт того, что потеря человеком своей уникальной, неповторимой сущности, отсутствие субъектного смысла и понимания себя, своей самости, безусловно, является, на наш взгляд, глобальной проблемой современности. Обезличивание своего «Я», как следствие существования сильнейшего внутриличностного конфликта, потеря идентификации, половой, групповой и расовой принадлежности порождает множество «тупиковых» ситуаций в отношениях между людьми, организации их взаимодействии. Пустота и безразличие в лицах одних представителей подрастающих поколений и стремление к блестящей карьере, самореализации и самоопределению других – вот крайние точки нашей объективной реальности. И это сильнейший показатель того, что наше общество нуждается в активации субъектных резервов каждой живущей личности.

Литература

1.    Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта/ А.В. Брушлинский. – М.: Институт психологии РАН, 1994. – 109с.
2.    Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука/ П. Я. Гальперин; под ред. А. И. Подольского. – М., 1998. – 480с.
3.    Пряжников, Н.С. Соотношение понятий «личностное самоопределение» и «профессиональное самоопределение» - в кн. Понятийный аппарат педагогики и образования/ Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Е.В. Ткаченко. – Вып. 1. – Екатеринбург, 1995.
4.    Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание/ С. Л. Рубинштейн. – М., 1957. – 384с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >