Организационно-управленческой позиции педагогов-психологов |
Моделирование профессиональных ситуаций на лекционных и семинарских занятиях с целью формирования активной организационно-управленческой позиции педагогов-психологовАвтор: Антонова О.А.Важнейшей целью профессиональной подготовки специалистов является формирование у студентов активной организационно-управленческой позиции для исполнения ими своих профессиональных функций. Для получения такого результата, как показывает практика, использование традиционных методов обучения на лекциях и семинарах является недостаточным, так как кроме получения необходимой информации, будущие педагоги-психологи должны научиться использовать ее в тех или иных возможных профессиональных ситуациях. Анализируя учебно-воспитательный процесс в филиалах института экономики управления и права (г. Казань), мы выяснили, что основной формой обучения являются урок, семинарские и практические занятия. Но не каждое занятие позволяло успешно решать задачи формирования активной организационно-управленческой позиции педагогов-психологов. Проведенный опрос студентов различных курсов показал, что 25% из числа опрошенных отметили необходимость лекций в высшей профессиональной школе, 75% высказались за замену ее другими формами учебной работы, мотивируя тем, что лекция «изжила» себя в век научно-технической информации. Поэтому в нашем исследовании, в ходе обучения педагогов-психологов, мы решили максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям деятельности педагога-психолога, реализуя дидактический принцип тесной связи теории с практикой, моделировали на лекционных и семинарских занятиях различные профессиональные ситуации. Моделирование профессиональных ситуаций осуществлялось на основе реализации следующих подходов: личностного, средового, деятельностного, дифференцированного, амбивалентного и предполагало формирование посредством знаковых систем мыслительных аналогов (логических конструктов), схематично отображающих реальную практику деятельности педагога-психолога. Объявление: При моделировании профессиональных ситуаций как фактора формирования активной организационно-управленческой позиции педагогов-психологов мы обозначили следующие задачи: изучение и анализ реальной практики педагога-психолога учебного заведения, составляющих ее компонентов;создание системы межличностных отношений между педагогом-психологом, клиентами, коллегами, общественностью; определение творческого потенциала всех субъектов психолого-педагогической сферы: школ, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения, центра медико-психологической помощи, органов власти и др.; анализ и прогноз необходимых характеристик конкретного учебного заведения, обеспечивающих личностное развитие и самореализацию учащихся. Для решения этих задач с учетом специфики курса обучения в опытной работе широко практиковались круглые столы, игровые дискуссии, деловые и ролевые игры, творческие задания, создание ситуаций, моделирующих явления и события из практической деятельности в учебных заведениях. Наши наблюдения свидетельствуют о том, что формирование в учебном процессе активной организационно-управленческой позиции будущих педагогов-психологов способствует их успешной готовности в профессиональной деятельности. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|