
Психологическое сопровождение |
Психологическое сопровождение педагоговАвтор: Исрафилова Г.Ю.Успешность педагогической деятельности определяется не столько собственными профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально значимых качеств личности. (2, с. 5) Для педагогов это реализуется через участие в конкурсах профессионального мастерства, проведение открытых уроков, семинаров и т.п., которые сопровождаются стрессом. Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, но он не исчерпывается только эмоциональными феноменами, а детерминируется и отражается в когнитивных, моти-вационно-волевых, характерологических и других компонентах личности. (2, с. 14) Стресс может оказывать различное воздействие на поведение человека - от улучшения деятельности до дезорганизации, как повышая адаптационные возможности, так и понижая приспособляемость человека к среде. Арсенал средств и мер регуляции эмоциональными состояниями достаточно широк: от психофармакологических препаратов, мер психорегуляции и психотерапии до смены систем социально-личностных ценностей и мировоззрения, реорганизации социальных систем деятельности и переустройства общества, его образа жизни (1, с.27). Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она осуществляется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов (5, с. 584). Пути эффективного противодействия стрессогенности трудового процесса педагогами предполагают использование внутренних ресурсов. 1. Через направленность личности на собственно педагогические цели, возможность наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности - мотивационная стратегия. 4. Темпераментальные характеристики, которые облегчают формирование коммуникативной компетентности. Такой вариант копинг-стратегии получил название "коммуникативно-пластичный". 1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Издательство Казанского университета, 1987. — 262 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|