Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Психологическое сопровождение

Психологическое сопровождение педагогов

Автор: Исрафилова Г.Ю.

Успешность педагогической деятельности определяется не столько собственными профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально значимых качеств личности. (2, с. 5) Для педагогов это реализуется через участие в конкурсах профессионального мастерства, проведение открытых уроков, семинаров и т.п., которые сопровождаются стрессом.

Стресс как особое психическое состояние связан с проявлением эмоций, но он не исчерпывается только эмоциональными феноменами, а детерминируется и отражается в когнитивных, моти-вационно-волевых, характерологических и других компонентах личности. (2, с. 14) Стресс может оказывать различное воздействие на поведение человека - от улучшения деятельности до дезорганизации, как повышая адаптационные возможности, так и понижая приспособляемость человека к среде.

Арсенал средств и мер регуляции эмоциональными состояниями достаточно широк: от психофармакологических препаратов, мер психорегуляции и психотерапии до смены систем социально-личностных ценностей и мировоззрения, реорганизации социальных систем деятельности и переустройства общества, его образа жизни (1, с.27). Саморегуляция психическая — один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она осуществляется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов (5, с. 584).

Пути эффективного противодействия стрессогенности трудового процесса педагогами предполагают использование внутренних ресурсов.

1.    Через направленность личности на собственно педагогические цели, возможность наиболее полной самореализации именно в педагогической деятельности - мотивационная стратегия.
2.    Профессионально-компетентная стратегия, за счет хорошо развитых операциональных профессионально значимых качеств и опыта работы, которые проявляются в конструировании педагогической деятельности.
3."Рефлексивный" путь состоит из пониженных импульсивно-агрессивных тенденций, продуманности действий и поступков, развитой самодостаточности и социальной автономности.

4. Темпераментальные характеристики, которые облегчают формирование коммуникативной компетентности. Такой вариант копинг-стратегии получил название "коммуникативно-пластичный".
Психологическое сопровождение педагогов в ситуациях напряженной деятельности можно разделить на два этапа. 1) Обучение педагогов методам саморегуляции в период подготовки релаксации, снятия напряжения, дезактуализации негативных переживаний, выработке позитивной поведенческой стратегии и ориентации на успешность. Упражнения следует подбирать индивидуально, учитывая стрессоустойчивость педагогов. 2)Непосредственное сопровождение во время проведения конкурса, экстренная психологическая помощь по запросу педагога. Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению какой-либо деятельности, общению (4, с. 267).

1.    Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Издательство Казанского университета, 1987. — 262 с.
2.    Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: «АСТ»; Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2002.
3.    Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.
4.    Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. — Мн.: Харвест, 1997.

 
< Предыдущая   Следующая >