Аддиктивное поведение подростков |
Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения подростков в среде ИнтернетАвтор: Саглам Ф.А.Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Наряду с экологическими проблемами окружающей среды, аддиктивное поведение становится реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является немаловажным звеном в полноценном функционировании общества и дальнейших его перспективах. Аддиктивное поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимовлиянии: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных группфакторов, являющихся причиной аддиктивного поведения: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические и морально-этические. Изучение индивидуально-психологических особенностей людей, склонных к Интернет-зависимости, позволяет на предварительных этапах исследования предположить, что большая часть из них испытывает определенный психологический дискомфорт в реальной жизни. Например, негативная Я-концепция обуславливает склонность к Интернет-зависимости более 50% пользователей сети. В своём исследовании мы провели диагностику Интернет-аддикции у подростков. В процессе нашего исследования у нас возникло предположение, что основными причинами, способствующими формированию Интернет-аддикции у подростков, являются низкий уровень социально-психологической адаптации, трудности в коммуникативной деятельности, негативная Я – концепция. Объявление: Для предположения выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методики: опросник на выявление Интернет-аддикции А. Жичкиной; проективный рисуночный тест; тест Батлера – Хайга на степень расхождения «Я-реального» и «Я-идеального»; тест Роджерса – Даймонда на уровень социально-психологической адаптации; методика Федоршина на оценку коммуникативных и организаторских способностей. Полученные результаты были подтверждены методами ма-тематико-статистического анализа, которые показали значимые различия между аддиктами и не-аддиктами в исследуемых параметрах. В сложившихся условиях, на наш взгляд, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений. Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|