Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Психорегуляция учебной деятельности

Психорегуляция учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями

Автор: Семенова Р. Н.

В настоящее время все больший интерес психологов вызывает проблема взаимосвязи здоровья и психики. Наиболее актуально рассмотрение данного вопроса в подростковом возрасте, так как психическое и соматическое развитие учащегося способствует активному формированию его личности.

Мы провели исследование, в котором приняли участие 150 учащихся 5-6 классов средних общеобразовательных школ г. Казани.

Анализ особенностей личности и особенностей психорегуляции учебной деятельности осуществлялся по 4 группам: младшие подростки, страдающие хроническими заболеваниями дыхательной системы (бронхиальная астма, хронический бронхит) n = 34; младшие подростки, страдающие хроническими заболеваниями без нарушения дыхания (хронические заболевания ЖКТ и МПС) n = 37; группа риска, в которую входят дети, страдающие частыми острыми заболеваниями верхних дыхательных путей, которые в дальнейшем могут активизировать развитие хронических заболеваний дыхательной системы n= 39; здоровые дети n = 40.

Изучение черт личности, характеризующих доминирующую мотивацию и самооценку, осуществлялось с помощью мотивационно-самооценочного опросника проф. В.А. Зобкова. В структуре личности детей, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания, доминируют следующие качества: стремление уйти от оценки (64,3+5,7 балла), неуверенность в поведении (59,1+5,9балла), сниженное стремление к лидерству (49,1+6,3 балла). В структуре личности детей с хроническими соматическими заболеваниями без нарушения дыхания доминируют следующие качества: стремление уйти от оценки (61,1+5,4 балла), самоуверенность в поведении (60,4+5,ббалла), стремление к лидерству (61,1+5,5 балла). В структуре личности младших подростков, предрасположенных к развитию хронических заболеваний дыхательной системы, были выявлены следующие тенденции: самоуверенность в поведении (62,1+5,7 балла) и стремление к лидерству (55,4±4,3 балла).

Общий показатель развития деловых качеств данной группы учащихся составляет -76,3 ± 6,5%, коллективистских качеств - 75,1 ± 6,3%, показатель, характеризующий отношение к себе -86,2 ± 7,5%.

Объявление:

Анализ результатов теста по выявлению школьной тревожности Филлипса указывает на повышенный уровень тревожности младших подростков 1-ой группы, который выражается в страхе ситуации проверки знаний (75,2+5,7%), страхе и проблемах в отношениях с учителями (60,8+4,2%), общей тревожностью в школе (59,4+3,4%), низкой физиологической сопротивляемостью стрессу (57,6+3,2%), страхе не соответствовать ожиданиям окружающих (51,0+2,9%). Изучение уровня и характера тревожности младших подростков 2-ой группы позволяет говорить о повышенной общей тревожности таких детей в школе (50,5+2,7%), которая находит свое проявление в страхе ситуации проверки знаний (58,0+3,9%), страхе не соответствовать ожиданиям окружающих (51,7+2,9%), страхе самовыражения (54,6+3,2%). Анализ результатов методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет констатировать об отсутствии выраженной тревожности у младших подростков 3 группы. Общее внутреннее состояние таких учащихся находится в рамках нормы (34,9+1,7%). Но необходимо отметить, что данные ряда показателей находятся на границе нормы и приближаются к уровню повышенной тревожности. Среди них: страх самовыражения (45,5+2,9%), проблемы и страхи в отношениях с учителями (46,2+3,0%), страх ситуации проверки знаний (46,8+3,2%).

Таким образом, выделенные особенности, участвующие в психорегуляции механизма учебной деятельности таких детей, отрицательно сказываются на процессе обучения подростков, являются препятствием на пути формирования эффективных способов учебной деятельности и построения социально адекватных форм взаимодействия подростков с объективной действительностью. С учетом особенностей механизма психорегуляции учебной деятельности младших подростков, страдающих хроническими заболеваниями дыхательной системы, был разработан комплекс психолого-педагогической помощи.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >