Педагогико-психологическое общение |
Педагогико-психологическое общение в формировании экологической культурыАвтор: Шарафеева Н.И.Экологический кризис, который стал набирать обороты в XXI в., является отражением кризиса общества, современной культуры, ориентированной на увеличение растущих потребностей человечества без учета возможностей биосферы. Сегодня не существует разделения экологических проблем на только технические, научно-технические, социальные или педагогические. В этом плане особую актуальность приобретает проблема формирования экологической культуры личности, как неотъемлемой части ее общего развития. Человек, имеющий высокий уровень экологической культуры, переводит знания принципов природосообразного поведения в окружающей среде в ценности, которые являются устойчивыми личностными образованиями. Социальный заказ общества на формирование экологически культурной личности исследуется в различных аспектах в работах М.М. Бахтина, Е.А. Плеханова, Э.В. Гирусова, С.Н. Глазаче-ва, В.А. Красилова, Н.Н. Сотниковой и др. Данные авторы в качестве базовой системы непрерывного образования наравне с дошкольными, школьными, среднеспециальными и высшими учреждениями выделяют и библиотеки, которые призваны воспитать любовь к природе, разбудить чувственное восприятие жизни и красоты, сформировать начала экологической культуры. Но, несмотря на большое количество задействованных в проблеме экологического воспитания и культуры образовательных институтов, выделяется ряд противоречий: между теоретическим обоснованием всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и недостаточностью внимания к реализации данных положений в образовательных учреждениях; между психическими возможностями учащихся в плане становления экологической культуры и невостребованностью в полной мере данного потенциала; между исключительной важностью, необходимостью становления экологической культуры и недостаточной разработанностью адекватной модели данного процесса на практике, а также малой укомплектованностью библиотечных фондов литературой по экологической тематике. Библиотеки как образовательные и воспитательные учреждения в своей деятельности охватывают все социальные, возрастные и национальные группы людей. Важнейшую роль в решении проблем по выбору форм и методов формирования экологической культуры играет педагогическая функция библиотеки, которая определяет образовательное и воспитательное направление работы библиотек, их научную, общественную, общекультурную деятельность, способствует воспитательным процессам в библиотечной работе, организуя книжное пользование в интересах каждого человека и всего общества. С помощью педагогических методов воздействия библиотекарь развивает познавательные возможности читателя, создает в библиотеке атмосферу сотрудничества, сотворчества, выступая компетентным посредником между читателем и источниками экологической информации. При переходе к экологическому образованию необходимо не забывать о гармоничном развитии личности как духовно-нравственном, так и интеллектуальном, не ущемляя его индивидуальность. Оно должно быть направлено на решение трех основных задач: формирование адекватных экологических представлений; формирование отношения к природе; формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Экологическое образование выступает составной частью экологической культуры. Целью региональной экологической политики в сфере образования должно стать создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения, с использованием для этого всех имеющихся инструментов, институтов и возможностей образования. Экологическая культура – интегральное личностное образование, проявляющееся в его духовной жизни и поступках как способ самореализации, характеризующееся динамическим единством экологических ценностей, знаний и реальных поступков в окружающей среде, основанное на осознании себя частью социоприродной среды во взаимозависимых связях с нею, на внутренней потребности в сохранении окружающей среды, исходя из принятия абсолютной ценности жизни и нравственной ответственности перед собой, обществом и природой, включающая следующие компоненты: практический, когнитивный и ценностный. Объявление: Разработка проблем формирования экологической культуры школьников и студентов приобретает особую актуальность, так как этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В педагогико-психологическом общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений и приобретает функциональный, профессионально значимый характер, способствующий эффективности экологического воспитания и обучения. Педагогические условия формирования экологической культуры включают: 1) организационно - системное обеспечение экологического образования; 2) научно организованную деятельность преподавателя по формированию экологической культуры учащихся; 3) личностно значимую направленность организации содержания экологического образования. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|