Профессиональное самоопределение старшеклассников |
Особенности профессионального самоопределения старшеклассниковАвтор: Азимшина А.И., Мокина-Елагина Т.А.Профессиональная ориентация является начальным звеном любого образовательного и трудового процесса. В настоящее время многие старшеклассники совершенно не представляют себе «кем быть», «куда поступать». В течение 2 лет проводилось исследование, цель которого состояла в том, чтобы выявить профессиональную направленность учащихся и помочь в самоопределении. В нем приняло участие 290 школьников 9-11 классов казанских школ №15 и №39. Использовались методики «Якоря карьеры» Э.Шейна, «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климова и глубинное интервью. Мы выявили, что 41% старшеклассников предпочитают профессии типа «человек-художественный образ», 24% - «человек-человек», 19% - «человек-знак», 12% - «человек-техника», 4% - «человек-природа». Это объясняется тем, что современная молодежь стремится к индивидуальности, которую можно обрести благодаря творческим профессиям. Также установлено, что для 25% учащихся предпочтительна карьерная ориентация «стабильность места работы», 19% - «менеджмент», 15% - «служение», 12% - «предпринимательство», 10% - «автономия», 9% - «интеграция стилей жизни», 6% - «вызов», 3% - «стабильность места жительства», 1% - «профессиональная компетентность». Результаты можно объяснить тем, что в настоящее время жизнь характеризуется неопределенностью, материальными трудностями, и, вследствие, молодые люди с большой тревогой смотрят в будущее. Поэтому на первый план у них выходит понятие «стабильность», которое дает уверенность в завтрашнем дне. Глубинное интервью показало, что 62% учащихся уже определились со своей будущей профессией, а 38% - нет. В ходе исследования мы выяснили профессиональные предпочтения старшеклассников. Полученные результаты важны для школьников, особенно тех, кто еще не выбрал будущую профессию, так как позволят им разобраться в том, что в профессиональной сфере им более интересно и к чему они более склонны. Объявление: |
< Предыдущая | Следующая > |
---|