Востребованность выпускников вузов |
О проблеме востребованности выпускников вузовАвтор: Кусраева И.М.В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Многие выпускники современных вузов, необходимые стране молодые специалисты, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату. Молодежь – наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы. Решение проблемы востребованности молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах. В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы нами были опрошены студенты Северо-Осетинского государственного университета, в том числе и студенты 5 курса (всего 94 чел.) факультетов психологии, иностранных языков и искусств в количестве - 38, 35 и 21 человек соответственно. Им было предложено ответить на вопросы: «Укажите пожалуйста, на сколько процентов из вы удовлетворены востребованностью специалистов выбранной профессии?»; «Как вы представляете свою трудовую перспективу по окончании вуза?» Средние показатели удовлетворенности востребованностью специалистов выбранной профессии студентов 5 курса на выше указанных факультетах 65,4%, 52,1% и 39,4% соответственно. На вопрос «Как вы представляете свою трудовую перспективу по окончании вуза?» студенты 5 курса указанных факультетов в количестве 44,7%, 48,6% и 85,7% ответили, что знают, куда пойдут устраиваться на работу или полностью уверены в успешном трудоустройстве. Студенты же в количестве 55,3%, 51,4% и 14,3% выше указанных факультетов соответственно отметили, что все неопределенно или, что они «пока никак» не представляют свою трудовую перспективу по окончании вуза. Как видим, полученные цифры совсем не утешают. В целом их можно объяснить особой озабоченностью студентов 5 курса вопросами будущего в профессиональном и личностном отношении, в связи с трудным социально-экономическим положением республики, малым количеством рабочих мест и высоким уровнем безработицы, а соответственно низкой вероятностью реализации себя в выбранной профессиональной сфере. Все это приводит к неопределенности, отсутствию уверенности в завтрашнем дне. Объявление: С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Особенно необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений. Сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста с четкой профессиональной направленностью (необходимо ввести специальный курс - “Планирование профессиональной карьеры”); выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться с учетом перспективных тенденций на рынке труда; на базе любого современного вуза необходима кадровая служба по работе с выпускниками, которая будет обеспечивать устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями; должны организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников. Естественно, система мер по решению проблем востребованности выпускников вузов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Но, еще раз подчеркнем, что подходить к решению указанной проблемы нужно комплексно. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|