Модели взаимосвязи суверенитета и демократииАвтор: Токарев А.А. Специфика посткоммунистических трансформаций стран Центральной и Восточной Европы заключается в том, что переход к демократии в данном регионе сопровождался процессом десуве-ренизации. В ряде стран (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Литва) транзит успешно завершился консолидацией демократии (власть и оппозиция посредством легитимных выборов меняются местами (статусами), законодательно закреплены и защищены основные права и свободы).
Следовательно, эти страны обладают внутренним суверенитетом (монопольным правом, во-первых, граждан на верховную власть, во-вторых, государства на представление и реализацию такой власти). Вместе с тем в консолидированных демократиях региона значительно ограничен внешний суверенитет. В некоторых сферах он практически отсутствует, поскольку эти страны находятся в сильной зависимости от США, НАТО, ЕС (об этом свидетельствуют, например, финансовая система Польши и Венгрии, интеграция в наднациональные структуры большинства государств региона). Функционирование таких режимов ставит вопрос: по-настоящему ли демократична система, если выборные руководители не способны принять обязательные для всех решения без утверждения их извне? На основе анализа демократических транзитов ЦВЕ можно выделить модели взаимосвязи демократии и суверенитета. Ни в одной стране не реализуется симметричная модель, когда демократия и суверенитет поддерживают друг друга. Все транзиты ЦВЕ привели к формированию асимметричных моделей: с доминированием демократии в ущерб внешнему суверенитету в Польше, Чехии, Венгрии, Литве, Словакии, Словении, Болгарии. Политический режим современной России реализует мероприятия по укреплению внешнего суверенитета, но в значительной степени ограничивает внутренний суверенитет (это выражается в низком уровне конкурентности выборов, неразвитости институтов гражданского общества и т.д.), что позволяет говорить о формировании в России асимметричной модели с доминирующим положением внешнего суверенитета по отношению к демократическим ценностям. |