Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Культурология arrow СМИ как источник по культурологии





СМИ как источник по культурологии

СМИ как источник по культурологии. Роль прессы в формировании имиджа государства и сохранении стереотипов восприятия

Автор: Соколов В.М.

В наше время остро стоит проблема межкультурной коммуникации. Важным для построения продуктивного диалога является вопрос о том, как воспринимают друг друга представители разных культур.

Доклад посвящен анализу печатных средств массовой информации как источника для изучения указанных культурологических проблем. Задачей исследования является также анализ роли СМИ в формировании образа государства и сохранении стереотипов восприятия одной культуры глазами другой на примере стереотипов о России, представленных в британской качественной прессе 1990-х гг. (The Times, Financial Times). Выбор СМИ в качестве источника обусловлен, во-первых, тем влиянием, которое они оказывают на общественное мнение, а во-вторых, тем, что печатные публикации сами являются в какой-то степени отражением и мировоззрения, присущей культуре, представителями которой являются их авторы. 

Сегодня все чаще о СМИ говорят в контексте глобальных проблем современности, так как они оказывают огромное влияние, не всегда положительное, на состояние культуры во множестве государств. Вопросы СМИ изучаются и в рамках таких новых направлений, как критическая лингвистика и лингвокультурология.

Необходимо отметить возросший интерес среди исследователей к проблеме имиджа государства, а также проблеме взаимодействия не только государств, но и культур. Межкультурный диалог рассматривается как важнейшее условие продуктивных взаимоотношений в сферах политики и экономики. Таким образом, изучение возможности СМИ формировать и отражать образ одного государства или культуры в глазах представителей другого народа, позволяет взглянуть на отношения между странами с культурологической точки зрения, с точки зрения диалога культур.

Исследование образа страны невозможно без опоры на анализ иррациональных компонентов, входящих в его структуру. Стереотипы неизбежно присутствуют в речах политических лидеров, в статьях журналистов и в силу своей схематичности, простоты и устойчивости откладываются в сознании людей, которые также мыслят стереотипами. Они зачастую не имеют ничего общего с действительностью, но с другой стороны, помогают узнать, как представители разных стран видят друг друга. Например, 18 июня 1993г. в газете Financial Times в статье, посвященной российским реформам и трудностям, с которыми сталкивается правительство при их проведении, присутствует следующее заявление: «Россия всегда была коррумпирована – с давних царских времен, когда жалование чиновников состояло только из взяток, до советской эры, когда верхушка коммунистической партии… пыталась извлечь выгоду из государственной монополии в советской экономике».F268F В этой же статье встречается и другой стереотип – стереотип о русской зиме. На фотографии, иллюстрирующей тему публикации, изображены грустные лица сидящих в автобусе рабочих, одетых в зимнюю одежду и меховые шапки. Эти стереотип очень устойчивы. Они встречаются еще в записках иностранцев, в том числе и англичан о Московии 16-17 вв.F269F СМИ отражают такой взгляд англичан на России, тем самым поддерживая и распространяя описанные стереотипы.

Важность СМИ в современном мире очевидна. СМИ являются мощным инструментом формирования общественного мнения. Создавая образы государств, они играют значительную роль в межкультурном диалоге. Таким образом, на основе анализа СМИ мы можем изучать культурологические проблемы, что позволит искать решения глобальных проблем современности, одной из которых является проблема мирного сосуществования государств.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >