Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Особенности пейзажных мотивов





Особенности пейзажных мотивов

Особенности пейзажных мотивов в творчестве алтайского художника Г.Ф.Борунова

Автор: Кузькина М.А

В алтайской живописи пейзаж - самый распространенный жанр. Он получил глубокое развитие на Алтае. Пейзаж – один из основных жанров, в котором работал художник Г.Ф.Борунов.
Творчество художника представлено в искусствоведческой литературе трудами таких авторов, как Л.И.Снитко, Т.М.Степанская, В.И.Эдоков, Л.Г.Красноцветова, М.Ю.Шишин, Л.Н.Шамина. Г.Н.Ракитин. Имя художника вошло в справочные издания «Энциклопедия Алтайского края» (1997), «Барнаул. Энциклопедия» (2002), «Художники Алтайского края: Биобиблиографический словарь» (2007) [4, 132].

Геннадий Федорович Борунов родился в селе Павловск Алтайского края в 1928 году. В 1949 году он окончил Московское театральное художественно-техническое училище, затем в 1959 году – окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Академии художеств СССР. В том же году вернулся на Алтай. [6, 68].

Тема земли и крестьянского труда является главной в творчестве художника. Его привлекают сильные люди, крепко связанные с родной землей. Героями произведений становятся земляки художника: сельский изобретатель В.Морозов, трактористка М.Мамзина, механизатор П.Германов. Знакомясь с художественными произведениями Г.Борунова, мы постигаем личность самого художника, который остается человеком сельским по своему глубокому пониманию характеров земляков-хлеборобов, их повседневных забот, особенностей быта. В каждом его герое и замеченное в жизни, и пережитое самим. Вот почему угадываешь сходство некоторых персонажей с автором, а порой рядом с ними живописец изображает себя. Г.Ф. Борунов нашел свой сочный, густой колорит, манеру пластического изображения. [5, 6]. Сюжет картины «Мои земляки» (1964) на первый взгляд кажется обыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста, изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников есть демонстративность, статичность, за этим угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои труженики земли: руки их огрубели, лица загорели, волосы и одежда выцвели. В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям: его сочувствие им и глубокое уважение их крестьянской жизни. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в обыденном художник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляет силу его творческого метода. Автор, желая акцентировать внимание на внутренней значительности образов героев, подчеркивает их физическую силу через «кованость», нарочитую огрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал, возможно, несколько обедняет содержание живописного произведения. Иная грань человеческого чувства выражена в картине Г.Ф.Борунова «Над Обью. Колыбельная» (1969). Ни на реке, ни на берегу нет примет современного строительства, и это соответствует эпическому звучанию картины. Женская фигурка на берегу вносит в нее не только теплоту: ее образ гораздо значительнее – как своеобразный голос тишины, как душа окружающей ее природы. Чередование горячих и холодных насыщенных коричневых, зеленых, синих тонов в окраске берега, глади реки, неба, затухание колорита у горизонта вносят в эмоциональный строй пейзажа особую поэтическую ноту. Полотно вызывает множество песенных ассоциаций, воспоминания о детстве. Можно сказать, что художник создал своеобразный гимн реке, олицетворяющей собой красоту и величие алтайской природы. [2, 38].

Картине «Председатель. Колхозная осень» Г.Ф. Борунова построена на основе острой сюжетной завязки. Повествовательность холста сделала его более зрелищным, словно шире распахнула окно в нелегкие колхозные будни. На наших глазах председатель колхоза принимает срочное решение: на горизонте тяжелые тучи, вот-вот грянет непогода на колхозный ток. Надо успеть выполнить самое главное – спасти хлеб. Внутренне собран и деловит председатель. Сейчас сорвутся с места мотоциклы, на которых готовые действовать люди. Твердо и одобрительно смотрит на руководителя пожилой механизатор. Эмоциональное напряжение, характер ситуации передаются достоверно, убедительно.

Вполне оправдано включение пейзажа в картину «Красный трактор». И здесь художник не символизирует, а подробно живописует один из множества эпизодов первых лет Советской власти на Алтае. Внимание к созданию определенной среды, чуткость к детальной разработке сюжета, естественная живость в расстановке фигур говорят о том, что с годами Г.Ф.Борунов несколько шире стал использовать свои живописные возможности. [5, 6,7]

Следующей вехой в разработке художником темы «земля и люди» стало полотно «Земля родная» (1967). Почти во всю плоскость холста изображены две фигуры на фоне вспаханной земли. Высокий горизонт, и крупно-плановость фигур, и отсутствие мелких деталей придают особую цельность изображаемому. Колорит картины подчеркивает идейную значимость образов и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения. Некоторые просчеты в рисунке не снижают высокого настроя образов тружеников села. Серьезной работой в жанре пейзажа является картина «Шелаболиха». Сложная гамма холодных цветов, мерцающие огоньки, чувство задумчивой тишины, так выразительно переданные автором, создают образ несколько драматичный и взволнованный. Серия пейзажей, написанная в родных местах: «Павловск. Осенний день», «Этюд. Рогозиха», «Дом из Рогозихи», «Унылая пора. Шахи», «Барнаул. Золотая осень», «Колыбельная») - выполнена в лирическом ключе. Они красивы и тонки по цвету. [1, 47,48]. Г.Ф.Борунов явился создателем одного из самых проникновенных и глубоких произведений в искусстве Алтая – пейзажа «Отчий дом» (1983), этюдов «Элеватор на Оби» (1981), «Пейзаж» (1996)и большого числа других работ с мотивами природы. «Пейзаж» Г.Ф.Борунова – по сюжету скромный природный мотив, но есть в нем внутренняя наполненность чувством, мастерство композиции и символика – тропа, ведущая в гору. Мотив дороги – архетипи-ческий мотив, первообраз, характерный для просторов России. В христианской культуре - дорога, тропинка – символ земного пути человека. Образ дороги связан с раздумьями о человеческой судьбе. В пейзажах художника цвет, и форма здесь функциональны, убедительны и основательны. [3, 21]. Тема приятия жизни не как бремени, а как блага, негромко, но ясно звучит в пейзажных этюдах Г.Ф.Борунова: тишина пейзажа дарит внутреннее спокойствие и надежду на укрепление души и духа. В картине «Осенняя мелодия» звучат мысли и чувства о преемственности и разлуке поколений, о том, что жизнь человека – отражение и даже повторение ритмов природы, смены времен года [4, 131].

Творчество Борунова Г.Ф. – актуальное и непреходящее явление в искусстве Алтая. Красота, воплощенная в пейзажах художника, как и народность героев его тематических картин, выражают общечеловеческие ценности и неповторимую художническую индивидуальность алтайского живописца. Выразительность колорита, построение произведений убедительны, эмоционально глубоки и обогащены искренностью художника. Творчество алтайского художника не прошло бесследно. Пейзажи Г.Ф.Борунова открыли еще одну грань образа Алтая, вызывающую восхищение.

Литература

1.    Изобразительное искусство Алтая /Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1977.
2.    Нехвядович     Л.И.     Пейзажная     живопись     Алтая     1960-1970-х     гг.: учеб.пособие/ науч.ред. Т.М.Степанская. – Барнаул, изд-во алт.ун-та, 2004.
3.    Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ – начало XXI в.). Монография /науч.ред Сте-панская Т.М.-. Барнаул: изд-во Азбука, 2009.
4.    Степанская Т.М. Очерки истории искусства Алтая.- Барнаул, 2009.
5.    Художники Алтая. Изд.2-е, перераб.и дополн. /Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1980.
6.    Художники Алтайского края: биобибл. словарь. В 2-х т./Барнаул, 2005. – Т.1.А-Л.

 
< Предыдущая   Следующая >