Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Традиции в градостроительстве

Проблема традиций в сибирском градостроительстве: влияние столичных архитектурных школ

Автор: Кузькина М.А

История сибирского градостроительства представлена в трудах таких авторов, как С.Н.Баландин, А.П. Долнаков, В.И.Кочедамов, Л.Н.Вольская, Т.М.Степанская, Д.Я. Резун и других. Менее изученной остается проблема сибирской архитектурной школы. В этом контексте данная статья является актуальной.

Во второй половине ХVIII – первой половине XIX столетий в Сибири и на Алтае практиковалось возведение значительных сооружений по проектам столичных архитекторов, осуществляемое без авторского надзора.

Ярким примером может служить строительство первого каменного культового здания на Алтае собора Св. первоапостолов Петра и Павла в Барнауле. В декабре 1767 г. в Барнаул был прислан проект Петропавловского собора московского архитектора Д.П. Макулова и указ о строительстве собора, сопровождающийся предписанием: «...проект сочинен князем Макуловым с излишнею весьма огромностию и по смете с превосходящими гораздо предписанные пределы... однако же, посылается при сем, чтобы канцелярия горного начальства, применяясь к величине здания по числу жителей и сообразуясь с тамошними ценами, прислала обо всем том известие, план и смету». [1, с.30]. Смету и некоторые изменения в проекте сделали горный инженер И. Медер и подпоручик П. Попов. Д.П. Макулов (р. 1700) был приверженцем стиля барокко. В проекте Петропавловского собора, в рисунке его глав, в соразмерности объемов присутствуют черты этого уходящего стиля.

Примером может служить также возведение каменного здания церкви в Змеиногорском руднике. Указ о ее строительстве вышел в 1773 г. В 1775 г. были присланы из Кабинета чертеж и план предполагаемой постройки. В «доношении» от 15 декабря 1775 г. в Кабинет сообщалось, что «к строению… материалы и припасы уже заготовлены, а …настоящего знающего каменное дело архитектора при здешних заводах не имеется, да и чрез посланные отношения в сибирских городах Тобольском, Иркутском, Енисейском по публикам оного не отыскалось, а потому в то строение церкви вступить не можно…   и   не   соизволит   ли   Кабинет   приказать…   отыскать   в   Санкт-Петербурге архитектора и прислать его…». [2, с.238]. Архитектор не был прислан, строительство здания было завершено в 1816 г.

Специально для Колывани архитектор Кабинета Е.И.В. Н.А. Львов спроектировал церковь-ротонду (1789). Проект поступил в заводскую Канцелярию и не был осуществлен. Но важен сам факт проектирования талантливого мастера русского классицизма для Алтая. Он дополняет краткий список подобных примеров: разработка проекта Дж. Кваренги корпуса лавок для Иркутска, В.П. Стасовым – казачьего Никольского собора для Омска.

Объявление:

На основе статистического анализа можно полагать, что первое каменное промышленное здание – важня (весовая), где взвешивалась руда, привозимая в Барнаул из Змеиногорского рудника, была построена по проекту петербургского зодчего Н.А. Львова в монументальных формах классицизма.

В 1760–1780-е гг. происходит становление классицистических принципов планировки и застройки городов на территории царской вотчины на Алтае и вообще в Западной Сибири. В программу деятельности Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, созданной в 1762 г., первоначально не входило проектирование планов провинциальных городов. Но уже в 1763 г. вышел указ «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов, по каждой губернии особо». В последней четверти XVIII в. в развитии сибирских городов намечаются существенные сдвиги, выразившиеся в смене «градостроительного стереотипа», в постепенной трансформации так называемых «живописных» или «ландшафтных городов свободной планировки» в «регулярные» поселения, развивающиеся в соответствии с генеральными планами. Значительную роль в этом сыграли деятельность «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы (1762–1796 гг.) и «Жалованная грамота городам 1785 г.», которая предписывала: «Город строить по утвержденному плану за подписанием руки императорского вели-чества».[2, с.156]. В 1785 г. был составлен генеральный план г. Барнаула. Он закреплял изначально свойственную этому поселению регулярную планировку.

В подготовке архитекторских кадров в XVIII в. обозначились две тенденции: теоретическая (академическая) и практическая, унаследованная от «архитекторских команд». Академия художеств была учреждена решением Сената 6 (17) ноября 1757 г. по инициативе М.В. Ломоносова и крупного деятеля русского дворянского Просвещения И.И. Шувалова. М.В. Ломоносов в «Проекте и штате», поданном в строительный Сенат, писал: «Россия, распространяясь широко по вселенной, прославляясь победами, доказавшими преимущества в храбрости и самым высокомысленным супостатам, поставив свои пределы в безопасности и привлекши к себе внимание окрестных народов, яко важнейший член во всей Европейской системе, требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ниоткуда пробрести невозможно, как от почтенных художеств» [3, с.40]. Архитектурный класс Академии художеств был основан в 1758 г. Первый набор состоял из 13 человек.

Организация учебного процесса сложилась в XVIII в. и сохранялась почти без изменений вплоть до первой четверти ХIХ в. Была разработана стройная методическая система преподавания. Воспитанники Академии были обеспечены классическими образцами и специальной литературой по архитектуре и изобразительному искусству; под руководством В.Ф. Баженова был осуществлен первый полный русский перевод трактата Витрувия «Об архитектуре». В учебниках, созданных А. Ивановым, П. Чекалевским и Б. Урва-новым, А. Лосенко, обосновывалось высокое нравственное и патриотическое «назначение художеств». Мощную методическую базу архитектурного образования составляли фонды четырех музеев Академии художеств. Академическое образование закрепляло и развивало понимание города как единой целостности, ансамблевости, приобщало к большим европейским стилям (барокко, классицизм). Практически все ведущие мастера русского классицизма являлись воспитанниками Академии художеств. Работая в Москве и других городах России, они во многом претворяли в творчестве идеи петербургской архитектурной школы. Введение штатной должности заводского архитектора в 1806 г. по специальному Указу Кабинета закрепило уже сложившуюся традицию связи Кабинета с Российской Академией художеств в Петербурге.

А.И. Молчанов (1765 – после 1824) – первый профессиональный архитектор в Колывано-Воскресенских заводах – учился в архитектурном классе Петербургской Академии художеств с 1785 по 1789 г. В Петербурге получили архитектурное образование Л.И. Иванов, Я.Н. Попов. Они являлись архитекторскими помощниками К.И. Росси, участвуя под его руководством в строительстве Каменного театра (ныне Драматический театр им. А.С. Пушкина в Петербурге, Аничкова дворца и др.). Вольнослушателем Академии художеств был И.М. Злобин. Он закончил Горный институт в Петербурге, с 1830 г. посещал Академию художеств «для приготовления в горные архитекторы», И.М. Злобин строил Гурьевский и Риддерский заводы в 1840-х гг. В 1852 г. он был определен к исправлению должности архитектора Колывано-Воскресенских заводов. Кроме Алтая, И.М. Злобин много строил в Нерчин-ских заводах.

Сохранившиеся постройки и архивные материалы позволяют сделать вывод о крупном вкладе выпускников Академии художеств в формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в конце XVIII и первой половине XIX в. Их строительную деятельность в Сибири следует рассматривать как часть общерусской культуры. Заслуга Академии художеств состоит в развитии художественного образования в России, она поддерживала деятельность своих воспитанников в провинции. Архитекторы имели учеников в заводских «чертёжных». Академия художеств осуществляла экспертно-методическую, учебно-воспитательную работу и подготовку кадров.

Особую роль здесь сыграли меры государственных специализированных органов по организации, координации и контролю архитектурно-градостроительного процесса, апробация и экспертиза проектов при ведущей роли Академии художеств, ее деятелей и ее педагогической системы. Формами влияния петербургской школы на кадры заводских архитекторов были обучение в Академии художеств и соискательство в ней, а также в учебных заведениях Петербурга и в «архитектурных командах» выдающихся мастеров, совместная с ними работа и привлечение к внедрению столичных образцовых серий, проектов.

В градостроительстве Сибири и Алтая XVIII – нач. XIX в. четко проявились черты петербургской архитектурной школы, рассматривается степень влияния архитектурной петербургской школы на градостроительство и архитектуру горнозаводских комплексов Алтая ХVIII – первой половины XIX вв. Основным результатом 1760-х – начала ХIХ вв. явилось успешное внедрение в горнозаводских комплексах Алтая и Сибири классицистической регулярности как приоритетного способа градостроительного мышления, осуществленное при активной роли петербургской архитектурной школы. Новый этап в составлении генеральных планов наступил во второй четверти ХIХ в. 26 октября 1834 г. свои планы получили Бийск, Каинск, Колывань, Кузнецк. 4 ноября 1837 г. Николай I подписал план г. Барнаула. Заслуга заводских архитекторов Барнаульского сереброплавильного завода, являвшихся воспитанниками Академии художеств и практическими учениками К.И. Росси, состоит в том, что они превратили город в произведение градостроительного искусства.

Классицизм оказал решающее влияние на архитектуру горнозаводских комплексов Алтая ХVIII – первой половине XIX вв. В первой трети ХIХ в. благодаря расцвету классицизма, деятельности К.И. Росси произошло закрепление в алтайском градостроительстве, строительстве заводов, рудников классицистической регулярности как основного способа планировочных решений при повышенной роли в них принципа ансамблевости. В эти годы представителями петербургской архитектурной школы разработаны планы Барнаула (1803, 1826), резко повышается роль творчества местных заводских архитекторов, получивших образование в Петербургской академии художеств и в архитектурной практической школе К.И. Росси. В планах Барнаульского, Павловского сереброплавильных заводов, Змеиногорского рудника хорошо учтен природный фактор, заводские площади и гидротехнические сооружения (плотина, пруд) органично вписываются в ландшафт. Чаще всего используется прямоугольно-сетчатая планировка с четким выделением заводских, административных, торговых и соборных площадей, система которых образует центр городов и заводских селений. Образцом градостроительной классицистической науки и практики ХVIII в. является сформировавшийся под влиянием петербургской архитектурной школы на Алтае комплекс площадей сереброплавильного завода, Демидовской площади (площади для обелиска), Соборной площади с Петропавловским храмом в стиле барокко, Торговой площади и ансамбля улицы им. И.И. Ползунова (Петропавловской линии) в Барнауле. Влияние петербургской архитектурной школы проявилось и в градоформирующей роли высотных доминант в заводских центрах (обелиск в честь 100-летия Колывано-Воскре-сенских заводов; бельведер, венчающий здание заводской Канцелярии; колокольни и главы церковных зданий в Барнауле; часовые башни заводских контор Павловского завода, Змеиногорского рудника и т.д.).

Плавильные фабрики Барнаульского сереброплавильного завода первой трети ХIХ в. по монументальности, совершенству пропорций являются не только первоклассными классицистическими произведениями, но и одним из первых в России решением образа промышленных сооружений. В комплексе Барнаульского завода преобладают горизонтали и контрастирующие с ними мотивы вертикалей, что характерно для петербургской архитектурной школы.

Архитектура горнозаводских комплексов Алтая – это сплав европейских, российских, уральских и сибирских традиций. В то же время история, планировка и архитектурный облик Змеиногорска, Колывани, Бийска и Барнаула принадлежат к уникальным явлениям в культуре Сибири. Это обеспечивается важнейшим свойством преемственности, которая осуществляется на основе диалектической взаимосвязи традиции, новаторства и оригинальности. Если традиция выступает как эталон, образец, то преемственность принадлежит к исторически изменчивым формам культуры.

Уникальность архитектуры алтайских горнозаводских комплексов ХVIII – первой половины XIX вв. обусловлена многими обстоятельствами и признаками, важнейшими из которых являются: 1) неповторимость и красота ландшафта, в который включены города и селения Алтая; 2) органичное включение в природу гидротехнических и водохозяйственных систем как результата уникальной, культурной деятельности (горные пруды, плотины и т.п.); 3) неповторимость архитектурного облика; 4) историческая, научно-техническая, архитектурно-художественная аура, в ХVIII–XIX столетиях пульсирующая в такт со столичной культурой; 5) познавательно-культурная ценность Алтая. Названные ценности необходимо транслировать в современную культуру: они универсальны и являются частью материального и духовного наследия России.

Литература

1.    Долнаков А.П., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула /А.П. Долнаков. – Барнаул, 1982.
2.    Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII-XX в. /Т.М. Степанская. – Барнаул, 2006.
3.    Степанская  Т.М.   Служили  Отечеству  на  Алтае   /Т.М.   Степанская.   – Барнаул, 1998.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >