Выражение авторского сознания |
Циклизация как форма выражения авторского сознания в лирике Л.А.ПоповаАвтор: Ефремова Е.М.Целостная система мировосприятия авторского сознания народного поэта Якутии Л.А.Попова (1919-1990) раскрывается в цикле лирических стихотворений «Скупые строки» (цикл из 200 стихотворений). Они полностью вошли в последний сборник поэта, вышедший в 1989 г. под этим названием. П.В.Максимова правомерно относит это произведение к циклам поэтических миниатюр свободной формы: «Характерной особенностью циклов поэтических миниатюр свободной формы следует назвать «естественность» циклизации, что выражается в относительной самостоятельности каждого стихотворения при логической взаимной связи всех составных частей, объединенных образом лирического героя. Размышления о жизни поколения и сквозной мотив «преодоления итогов» выдвигает на первый план личность автора, обращающегося к читателям чаще всего непосредственно от своего имени» [1, 143]. Таким образом, лирическое «я» в цикле воспринимается как выражение концептуального образа автора. Как отмечает П.В.Максимова, в нем «свободный объем (от 2 до 52 строк) и форма каждой части цикла, произвольная, стиховая и строфическая организация подчеркивают «разножанровый» состав цикла от образных сентенций до вполне самостоятельных стихотворений лирико-медитативного, философского, публицистического пафоса. Характерно и то, что каждое стихотворение имеет свое название» [1, 143]. «Скупые строки» начинаются со стихотворения «В моей избушке», где лирический герой, открывая дверь избы, открывает читателям свой мир: Дверь избы нараспашку открыл, Все желающие пусть войдут. (Пер. наш) В этом случае «открытая дверь» выступает символической деталью, которая на имплицитном уровне воспринимается как своеобразное «введение» в цикл стихотворений, подготавливающее ее последовательное раскрытие. Гости же выступают «вестниками человечества, знаком настоящей творческой жизни»: Супруга дорогая, приготовь еду, Разведем огонь, пусть гость согреется! Вместе с гостем в мою избу Пусть войдет народ, целый мир. (Пер. наш) В последующих стихотворениях выявляется основная мысль, сконцентрированная на раскрытие главной идеи цикла – «правила жизни» автора. Это не случайный подбор стихотворений, а объединенная единой мыслью авторская концепция на жизнь. М.Н.Дьячковская подчеркивает, что «Л.Попов с присущим ему мастерством сфокусировал в цикле основную тематику и проблематику своего творчества: «правила жизни», размышление о творческом кредо поэта, родине, человеке, его возрасте и времени, роли человека в истории и др. Этот цикл – одно из крупных последних произведений поэта, и в этом смысле его можно расценивать как подведение итогов творческого пути и своеобразное поэтическое завещание» [2, 225]. Цикл содержит в себе глубинный подтекст, философию и опыт, накопленный поэтом за много лет. Можно утверждать, что в ней спрессовано все, что было выражено поэтом в разные годы, в разных произведениях. Объявление: - образ семейного очага как символ доброго и вечного завета предков: - размышления о творческой жизни, о поэзии: «Песня меня зовет», В каждом стихотворении цикла выражается конкретное переживание, мысль, способная восприниматься в произвольном виде. Но в контексте цикла эти стихотворения воспринимаются как части целого, находящиеся друг с другом во взаимной логической взаимосвязи, представляющие в итоге выражение единого авторского сознания. Литература 1. Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|