Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Бытовая культура в романе Евгений онегин

Бытовая культура в романе А.С.Пушкина «Евгений онегин»

Автор: Топчиева И.В.

В современном пушкиноведении заметно активизировался интерес к изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Литература о творчестве Пушкина и, в частности, о «Евгении Онегине» увеличивается с каждым годом. Но нет почти, ни одного сборника статей или более отдельных или менее крупных работ о творчестве Пушкина, в которых бы не затрагивались специально или попутно вопросы изучения «Евгения Онегина», не содержались бы ценные наблюдения над текстом.

Это литературное произведение является не только зеркалом исторической эпохи, но оно отражает внутренний мир автора: чувства, размышления, настроения и мировоззрение писателя. Автор показывает своих героев через бытовую культуру романа.

Тема бытовой культуры в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» актуальна. Здесь на примере бытовой культуры героев выясняется авторская позиция, выделяются и системно описываются духовные и материальные ценности героев.

Через бытовую культуру героев показана энциклопедичность романа: все элементы сюжета объединены, персонажи показаны в социальных, национальных, общечеловеческих связях, объясняются и мотивируются их поступки с помощью патетических монологов - знание этого всего важно, так как в школьной программе роман в стихах является одним из центральных произведений А.С Пушкина.

Анализ литературы по данному вопросу показал, что бытовая культура в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» затрагивается у разных литературоведов и критиков понемногу; поэтому исследование, изучение и анализ структурно-смысловых особенностей бытовой культуры в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» очень важны.   Нужно изучить и систематизировать бытовую культуру героев в романе А.С. Пушкина; определить своеобразие романа в стихах; выявить материальные и духовные качества персонажей.

Объявление:

Работа над романом продолжалась около восьми с половиной лет (приступил к ней поэт 9 мая 1823 года; письмо Онегина к Татьяне написано 5 октября 1831 года). Это период наивысшего расцвета пушкинского стихотворного творчества. Кроме того, именно роман в стихах непосредственно подготавливает обращение А.С. Пушкина к творчеству в прозе.

Сам поэт охарактеризовал роман «Евгений Онегин» как «счастливый талант без принуждения в разговоре коснуться до всего слегка». Автор на протяжении всего произведения беседует с читателем, обращается к нему, убеждает и спорит с ним. Роман включает в себя всю жизнь, всю душу, всю любовь поэта, здесь его чувства, понятия, идеалы.

Оценить такое произведение - значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности.
Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всего общества «в том виде, в котором оно находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия»

В.Г.Белинский назвал пушкинский роман в стихах, в котором поэт «умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, литературному обществу», не только «энциклопедией русской жизни» и народным произведением. Критик считал его «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!»

Изображение «исторической эпохи»,- своей современности – Пушкин дал не только одним крупным планом; оно объемно, можно сказать, стерео-скопично. « С такой же истиной, полнотой, верностью действительности и одновременно величайшей художественностью, как первый план, разработаны поэтом и ее задние планы. Весь этот пестрый и многогранный фон, на котором четко выписывается основная сюжетная линия и рельефно выступают образы главных действующих лиц: «светский Петербург и Петербург трудовой, патриархально – дворянская Москва, поместная деревня, беглая и живая панорама всей «святой Руси»: селенья, грады, моря». Интересно показана общественная, публичная жизнь, театры, балы и частичный семейный быт; великолепный светский раут и народные святочные гадания, и работа крепостных девушек в помещичьем саду. Нельзя не вспомнить о кутящей «золотой молодежи» в модном столичном ресторане. Крестьянин, едущий на дровнях по зимнему первопутку; сочные натюрморты во вкусе «фломанской школы» и тончайшие акварельные зарисовки сельской природы – весны и лета, зимы и осени. Ничего хоть сколько-нибудь подобного такому широчайшему, поистине «энциклопедическому» - и по полноте, и по сжатости – охвату всех сторон русской жизни, ее путей и перепутий, ее лицевой и оборотной стороны, ее парадных зал и углов, закоулков не было ни в одном произведении русской литературы до Пушкина».

Бытовая культура в романе «Евгений Онегин» объединяет все элементы сюжета, показывая героев в социальных, национальных, общечеловеческих связях, и представляет энциклопедические сведения для читателей-современников.

Социально-бытовую культуру в пушкинском произведении можно рассмотреть в двух аспектах: материальные ценности героев и их духовной культуры. Материальные ценности героев включают имущественное положение, жилище, описание местности (городов, деревень); средства передвижения и другие. Духовная культура в романе - образование и служба дворян, наука и культура, интересы и занятия женщин, развлечения (балы, пиры, дуэль), что дает возможность говорить о жизни народа того времени.

Тематический анализ бытовой культуры героев дает возможность говорить о красоте природы, смене времен года, о литературе и искусстве той эпохи; о великих людях того времени. Пушкин противопоставляет красоту бальных вечеров, посещение театров – сельским гуляньям с русскими народными песнями, хороводами.

Роман «Евгений Онегин» для человека XXI века имеет эстетическое и познавательное значение. Необходимы комментарии к пушкинскому роману, так как многие реалии становятся непонятными современным читателям. Бытовая культура является одним из главных элементов произведения. Эти «энциклопедические» сведения позволяют читателю лучше понять сюжет романа.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >