Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Депрессивные и тревожные расстройства





Депрессивные и тревожные расстройства

Депрессивные, тревожные расстройства и стресс в студенческой среде в северных климатических условиях

Автор: Богданов А.Н., Степина О.С.

Депрессивный синдром представляет собой симптомокомплекс с различной степенью выраженности и продолжительности явлений печали, одиночества, волнения, идей самообвинения. Среди этиологических факторов депрессии и тревожности отмечаются генетические факторы, раннее нарушение привязанности, влияние семьи, негативные события и дефицит навыков решения межличностных проблем. Недостаточно активно изучается значение сочетания психологических и климатических стрессовых факторов.

Тревожные расстройства, как правило, сопутствуют депрессии, но могут быть ее предвестниками и должны рассматриваться как фактор риска. В исследованиях установлено возрастание распространенности тревожных расстройств от 7,5% в подростковом возрасте до 20% у молодых взрослых. В классификации МКБ-10 выделяются фобические расстройства, паническое и смешанное депрессивно-тревожное расстройство, тревожные навязчивые расстройства, расстройства на тяжелый стресс.

Целью нашей работы явилось изучение распространенности депрессивных явлений и тревожности среди студентов педагогического вуза, проживающих в климатических условиях севера Западной Сибири (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут). Условия Югры отличаются высокой влажностью среды, низкими среднегодовыми температурами, дефицитом содержания кислорода в атмосфере и дефицитом ультрафиолетового облучения, а на организменном уровне — дефицитами витаминов и микроэлементов.

Было обследовано 96 студентов Сургутского педагогического государственного университета в возрасте от 19 до 22 лет, обучавшихся на факультетах психологии и физического воспитания. Выявление депрессивных и тревожных патопсихологических признаков проводилось методом анонимного анкетирования по стандартизованным личностным шкалам Балашовой и Тейлор-Немчинова. Ценность указанных тестов состоит в том, что, наряду с психопатологическими признаками тревожности и депрессии, учитываются сопутствующие им пароксизмальные и перманентные вегетативные реакции стрессового типа. Параллельно изучалось состояние стресслимитирующих систем с использованием цветотеста Люшера в модификации Оранского. Результаты тестирования в данной интерпретации позволяют объективизировать степень активности стресс-лимитирующих структур.

Высокий уровень тревожности отмечен в 4,1% наблюдений; средний — в 63,3%; низкий в 32,3%; тревожность отрицали всего 0,3% студентов. При этом на тревогу как постоянное ощущение указали 7,8%; относительно постоянно тревогу испытывает 9,0%, в остальных случаях тревожность является эпизодической. Состояние тревоги независимо от его продолжительности с конкретными психогенными факторами связывало 46,2% студентов, в 18,0% наблюдений тревога была обусловлена острыми или хроническими соматическими заболеваниями. Причину тревоги не могли указать (без обсуждения с психологом) 35,8% студентов.

Объявление:

Изучение депрессивных явлений показало, что в 65,3% наблюдений они отсутствовали. В остальных 34,7% в соответствии со шкалой Балашовой депрессия определялась как легкая (психогенная или ситуационная). Продолжительность депрессии не имеет дифференциально-диагностического значения и определяется длительностью психогенного воздействия. Наряду с этим, 26% студентов, испытывающих депрессивные симптомы, не смогло указать на определенные психотравмирующие ситуации.

В группе с отсутствием, по результатам тестирования, признаков депрессивного расстройства психологические отклонения отмечались значительно реже. Так, чувство подавленности отметили 5,7% испытуемых, эмоциональную неустойчивость – 14,0%, тревожность – 11%, эпизодическую раздражительность – 20%, повышенную утомляемость – 11%, ослабление чувства удовольствия от чего-либо – также 11%. Эти показатели по частоте выявления были достоверно ниже, чем в группе лиц с депрессивными признаками (Р<0,02).

Тест Люшера-Оранского предполагает выделение пяти вариантов состояния регуляции стресслимитирующих структур: высокая степень активности; достаточная активность; умеренная активность; низкая активность; недостаточная активность. Недостаточная активность стресслимитирующих структур объединяет 6% наблюдений. Во всех случаях в эту группу вошли студенты с обнаружеными депрессивными и тревожными отклонениям. Первый вариант состояния стресслимитирующих систем ни в одном наблюдении обнаружен не был, второй вариант выявлен в 59,4% наблюдений, третий – в 31,3%, четвертый – в 7,8%, пятый – в 1,5% наблюдений.

Полученные дынные показывают, что патопсихологические проявления, в частности, тревожность и депрессия, у студентов северного вуза обнаруживаются значительно чаще, чем этого следует ожидать в их возрасте. В большинстве случаев они психогенно (ситуационно) обусловлены.

С достаточно высокой частотой наблюдается сочетание психопатологических реакций со снижением активности стресслимитирующих структур, что может иметь патогенетическое значение. Поскольку в условиях Югры колебания основных определяемых метеофакторов систематически превышают физиологически допустимые значения, можно предполагать взаимовлияние метео- и психологического стресса как причины депрессии и тревоги. Возникновение депрессивных расстройств связывается преимущественно с социально-психологическими факторами. В этиологии тревожности рассматривается значение биологических факторов, нарушающих нейрохимические и нейропсихологические процессы в центральной нервной системе. В условиях северных регионов Западной Сибири такие факторы имеют место, особенно витаминно-микроэлементный дефицит.

Приведенные данные показывают, что в регионах с особыми климатическими условиями молодежь, обучающаяся в вузах, нуждается в постоянном медико-психологическом сопровождении учебного процесса.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >