Формирования познавательного интереса |
Проблема формирования познавательного интереса у учащихся при изучении курса физики в современных социально -экономических условияхАвтор: Бобырев А.В.Познавательный интерес — важнейшее качество личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. Интерес является одним из важнейших стимулов к учению. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, восприятие, повышается внимание, сосредоточенность. Характерная особенность познавательного интереса состоит в том, что он носит интеллектуальный характер: направлен на выявление в интересующем предмете новых сторон, раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними. Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся. Если интереса нет, информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии учащихся. Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко, основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а на более высоком уровне он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности. Объявление: Интересы имеют индивидуальный характер. Учащиеся различаются как по качеству интересов, так и по их характеру (по степени выраженности, устойчивости, глубины и т.п.). Таким образом, существует два вида интереса, связанные между собой: эпизодический, или ситуативный, и стойкий, переходящий при благоприятных условиях в личностную направленность обучаемого. Эпизодический интерес, как правило, обусловливается методами преподавания нового материала, а также и его содержанием. В отличие от эпизодического интереса устойчивый интерес, ставший направленностью личности, существенным образом не зависит от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием. На всех этапах своего развития познавательный интерес характеризуется тремя чертами: 1) положительным эмоциональным отношением к деятельности; Интерес, возникающий к предмету познавательной деятельности (под предметом познавательной деятельности в данном случае понимается как объект изучения, так и сама деятельность, связанная с его изучением), может быть поддержан различными путями. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно: -создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации; Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации. Само содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательных интересов. Этому способствуют такие особенности учебного предмета физики, как логическая стройность и красота физических теорий, возможность экспериментальной проверки основных теоретических положений, парадоксальность физических знаний, красота и лаконичность физического «языка», возможность прогнозирования физических явлений и опытов. К особенностям учебного предмета «физика» можно отнести и его социально-практическую значимость; элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа изученных явлений и законов; жизненную значимость содержания учебного материала; возможность применения полученных знаний на практике и при изучении других предметов; неожиданность (для учащихся) многих выводов из изученных закономерностей, результатов решения задач, данных, полученных при выполнении лабораторных работ; возникновение эстетических переживаний при демонстрации физических опытов и явлений. Занимательность при изучении физического материала может быть реализована через создание особых ситуаций, подбор содержания изучаемого материала и форм его изложения. Я.И.Перельман (автор «Занимательной физики») выделил следующие приемы, способствующие формированию познавательного интереса: 1) иллюстрация положений науки событиями современности; Формирование мотивов учения и развитие познавательных интересов способствуют решению других задач обучения физике - формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, развитию мышления. Физика - наука интересная, но далеко не легкая. В связи с этим и возникает проблема формирования познавательного интереса у учащихся при ее изучении в современных социально - экономических условиях. Современные социально-экономические и политические процессы в стране продолжают существенно влиять на образование. Как известно, это влияние не всегда созидательное. Так, если говорить о школьном курсе физики, то негативных последствий от проводимых реформ больше, чем положительных. Современный процесс информатизации не оставил курс физики в стороне. Понятно, что именно физика является тем учебным предметом, в котором наиболее ярко и полно могут реализовываться компьютерные технологии (аналогии, модели, наблюдения, эксперимент, исходные данные и т.д.), и это будет способствовать повышению интереса учащихся к физике. Но огорчают те обстоятельства, что, во-первых, компьютерной и другой электронной техники не достает, а во-вторых, специалисты, разрабатывающие пути использования информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, большее внимание уделяют элементам пользовательской техники (правила пользования компьютером, способы поиска информации в Интернете), а не методике использования в учебно-воспитательном процессе. Очевидно, что основа школьной физики — эксперимент. Определяющей ролю в возникновении интереса к физике является применение на уроках наглядности, самостоятельное выполнение опытов. Изучение этого предмета без наблюдений, измерений и опытов многократно обеднено и, по существу, нелепо. Но, к сожалению, в большинстве школ (особенно сельских) состояние кабинетов физики подталкивает именно к такому изучению предмета. Производимое физическое оборудование продается по высоким ценам. Школы не могут себе позволить приобрести его. Вместе с тем его качество с позиций безопасности, прочности, наглядности получаемых результатов и т.п. не всегда отвечает современным требованиям. И наглядное преподавание физики ограничивается однообразными демонстрационными опытами (опыты с шарами и тележками) или вообще отсутствием их. Замена же живого, натурного эксперимента, видеозаписями и мультимедийными средствами не дает живого общения учащихся с физическими явлениями. Безусловно, серьезной проблемой в современных условиях являются учительские кадры. Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся имеет руководящая роль учителя, характер его общения с учениками, уровень знаний, мастерства, умение интересно преподнести новый материал, опыта, а также владение педагогической техникой, то есть преподавателю должны быть присущи так называемые личностные качества учителя, но к сожалению, у большинства учителей на данный момент они отсутствуют. В связи с низкой заработной платой у преподавателей наблюдается отсутствие всякого стремления интересно преподавать физику. Проведение урока ограничивается сухим изложением теоретического материала и решением задач. Одной из основных проблем формирования познавательного интереса у учащихся при изучении курса физики является отсутствие у них понимания логики этого предмета. А интерес подкрепляется также в тех случаях, когда учащиеся четко понимают практическую необходимость получаемых знаний для дальнейшей жизни, для использования их в науке и практике. К сожалению, это является проблемой и для многих учителей физики. Логика построения курса физики обычно объясняется тем, что так ее видит автор учебника или, в лучшем случае, так эта наука исторически развивалась (хотя понятно, что этапы истории физики, их последовательность далеко не совпадают со структурой учебника того или иного автора). Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. В результате чего физика воспринимается учащимися как очень сложный школьный предмет. В результате чего интерес к физике у школьников понижается. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|