Научно-педагогические знания |
К проблеме эффективного управления научно-педагогическими знаниями в вузеАвтор: Дмитриева Н.В.Рассмотрим определение понятия «информационная культура», используемое в социальной информатике. «Информационная культура – это совокупность новых информационных ценностей и образцов поведения, мышления, которые помогают человеку ориентироваться в новом информационном пространстве, принимать или отторгать нововведения, системно мыслить, а главное – формировать информационные потребности и находить оптимальные средства их удовлетворения» [1]. Информационная культура вуза – это совокупность сложившихся взглядов, стереотипов, применяемых методов обучения и научных исследований, систем мотивации и оценки, а также отношение к роли информации в управлении руководителей и сотрудников. При этом ключевым положением является отношение к информации как к важнейшему ресурсу, определяющему потенциал и перспективы развития вуза [2]. В общем случае службы и подразделения вуза имеют различные модели и подходы к процессам сбора, обработки, распространения и использования информации. Информационная культура сотрудников даже функционально идентичных подразделений может существенно отличаться. Рассмотрим один из возможных подходов к решению задачи управления знаниями на уровне подразделений вуза. Цель – решение проблемы эффективного управления научно-педагогическими знаниями кафедры. Из поставленной цели вытекают следующие задачи: – сформировать исследовательскую культуру сотрудников, для чего ориентировать их на аналитическую работу с информацией, выявление причинно-следственных связей, активный целенаправленный поиск и анализ научных данных; Объявление: Управляемый процесс получения и внедрения новых знаний в вузе, соответствующий его инновационным потребностям, проходит четыре стадии: социализации, экстернализации, комбинирования и интернализации [3]. Первая стадия (социализация) – неформальная передача и обмен неформализованными (слабо и неструктурированными) знаниями. Этот процесс реализуется при взаимных посещениях преподавателями лекционных и практических занятий, обмене опытом на научно-практических конференциях. Новые знания содержатся в видеолекциях, статьях и докладах. Третья стадия (комбинирование) – процесс получения новых знаний на основе уже имеющихся формализованных. Его используют в большинстве организаций, занимающихся научными исследованиями. Это процесс обобщения, развития и отрицания знаний, ранее полученных и зафиксированных в различных источниках. Это монографии, учебные пособия, базы данных и базы знаний, патенты и авторские свидетельства. Четвертая стадия (интернализация) – процесс преобразования формализованных знаний в неформализованные, то есть приобретение новых навыков и методов исследования, приемов работы в практической деятельности, разработка и внедрение спецкурсов в учебный процесс вуза, внедрение результатов НИР во внешних организациях. В качестве примера можно привести разработку новых методик и методических рекомендаций, обучение новым информационным технологиям в образовании (мультимедийным и дистанционным), новым способам коммуникаций и т.д. На этой стадии для внедрения технологий дистанционного обучения можно применить технологию облачных вычислений («Softcloud»). Технология вычислений “в облаке” переходит из экспериментальной фазы в практическую и становится все более распространенной. По определению Gartner [4], вычисления “в облаке” — это способ обработки данных, при котором масштабируемый и гибкий ИТ-функционал предоставляется заказчикам в виде услуги посредством интернет-технологий. С помощью сервиса потребитель может наращивать и сокращать вычислительные мощности со скоростью, зависящей от средств автоматизации, которая может варьироваться от секунд до часов. Гибкость — это характерная особенность совместно используемой совокупности ресурсов. Масштабируемость зависит от применяемой инфраструктуры и программных платформ. Гибкость позволяет клиенту масштабировать сервис в зависимости от потребностей, добавляя или убирая ресурсы. Сервисы предоставляют доступ к совокупности ресурсов, чтобы обеспечить экономию за счет роста масштабов и использовать мощности с максимальной эффективностью. Основу сервиса составляют инфраструктура, программные платформы и приложения, которые совместно используются потребителями, которым, как правило, неизвестны технические детали. Такой подход позволяет использовать простаивающие ресурсы для выполнения заданий нескольких потребителей, работающих одновременно. В СФ ПГУ технология облачных вычислений применяется для организации совместного решения учебных задач преподавателей и студентов в модульной объектно-ориентированной динамической образовательной среде Moodle. В 2008-2009 году преподаватели СФ ПГУ прошли курсы по использованию этой системы в учебном процессе, а именно, внедрению элементов дистанционного обучения на заочном отделении вуза. В настоящее время производится размещение электронного контента в среде Moodle: программ учебных курсов, электронных лекций и планов семинарских занятий, заданий для контрольных и самостоятельных работ, терминологических словарей и электронных презентаций, тестов, тем эссе, тем курсовых работ и аннотаций к ним. С помощью данной системы преподаватели получили возможность контролировать учебную деятельность студентов-заочников в сети, в форуме обсуждать со студентами учебные темы и выполнение ими проверочных работ. На этой стадии большое значение имеет также эффективное использование новых подходов для обмена научной информацией в ходе проведения совместных исследований и мероприятий с другими подразделениями вуза и внешними партнерами. В перспективе в качестве такого подхода можно будет использовать новую коммуникационную платформу Google – Волну (Wave). Google Wave [5]– это платформа для общения, в которой данные обновляются в реальном времени. Данный сервис комбинирует такие повседневные сетевые инструменты, как электронная почта, веб-чат, социальная сеть и возможность коллективной работы над одним проектом. Инновационными особенностями Google Wave является то, что работа электронной почты проходит в режиме реального времени; обмен файлами может осуществляться без вложений с помощью механизма Drug-and-Drop (путем переноса данных с локального компьютера на удаленный сервер, к которому имеет доступ установленная группа пользователей); с информацией можно работать в режиме Wiki (свободного редактирования). Большой интерес вызывает то, что Google Wave будет распространяться с открытыми протоколом и исходными кодами проекта. Это позволит пользователям написать свои Wave-клиенты, и они будут работать в общей сети. Таким образом, с помощью новых информационно-коммуникационных технологий (таких как «облака вычислений» и «волна») возможна эффективная организация дистанционного обучения и управление научными коммуникациями в вузе. Литература 1. Трохан А.А. Информационная культура – новый тип культуры глобального общества //Культура и образование в информационном обществе: мат. междунар. науч. конф., Краснодар, 16-18 сентября 2003 г. – Краснодар, 2003. – с.63 |
< Предыдущая | Следующая > |
---|