Проблема целеполагания |
О проблеме целеполагания в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образованияАвтор: Есева Н.Д., Есев А.Н.Современный этап развития высшей школы характеризуется поиском эффективных и оптимальных путей повышения качества образования. Качество профессионального образования является сложным феноменом и определяется взаимодействием ряда факторов: качеством образовательных целей, требований, стандартов, образовательно-профессиональных программ, условий, образовательного процесса, кадровым и научным потенциалом, используемыми образовательными технологиями, качеством результатов образования и др. Существенную роль в ряду этих факторов играет государственный образовательный стандарт. Стандарт служит проектом образования, интегрирующим все его аспекты (целевые, ценностные, смысловые, деятельностные, содержательные, процессуальные, организационные), и задаёт условия для достижения заранее прогнозируемых результатов. Стандартизация целей связана с построением модели специалиста. Принято считать, что модель – это удобная форма знаний об окружающем мире, некий информационный эквивалент объекта, созданный для определенных задач. Моделирование в общем виде есть достаточно сложный процесс теоретического и практического построения и изучения реально существующих и перспективных объектов, предметов и явлений, служащих для улучшения их характеристик, совершенствования системы создания и процесса управления их формированием. Модель специалиста представляет собой некий эталон условного выпускника учебного заведения как воплощение цели, результат образования. Это документ открытый, стабильный, динамичный. Цель всегда в той или иной мере идеализируема и во всех деталях непредсказуема. В модель могут и должны вноситься необходимые изменения. Она должна быть прогностичной и чувствительной. Результатом высшего образования можно считать достижение человеком определенного уровня профессионального и социального развития. Отсюда целостная модель специалиста предполагает включение, помимо профессиональной компоненты с ее предметной и функциональной составляющими, также опыт творческой деятельности специалиста и требования к уровню его личностных качеств. В вузах необходимо моделировать и формировать элементы человека будущего, идеалы, виды деятельности, взаимоотношения, мораль, отвечающие задачам социально-экономического развития общества. С нашей точки зрения, в модели специалиста следует учитывать не только статические компоненты свойств личности, необходимые представителям всех специальностей, но и динамические. Модель должна носить прогнозный характер, то есть определять перспективы в подготовке лиц, получающих высшее образование, обеспечивать опережающее их развитие. Также для достижения оптимальных результатов необходимо наличие в данной модели механизмов управляющего воздействия в процессе ее материализации. Объявление: На наш взгляд, модель специалиста целесообразно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это образ или информационное представление об идеальном выпускнике высшей школы во всех проявлениях его человеческих характеристик, соответствующих предстоящей профессиональной деятельности, а также социальным ролям. С другой стороны, это педагогическое представление, то есть нормы, средства и условия, содействующие материализации этого образа в учебном заведении за ограниченное время профессиональной подготовки. Итак, содержание модели специалиста включает конечные цели и процесс профессиональной подготовки. Поскольку образованный человек – это, прежде всего, личность, гражданин и специалист, то и информационная модель планируемого результата должна включать в себя все эти его стороны и носить опережающий характер. По нашему мнению, в стандарт высшего образования целесообразно заложить программу прогрессивного развития личностных и профессиональных качеств человека, которая за время получения профессионального образования в пространстве учебного заведения материализуется в специалисте. Таким образом, данная модель является прогнозной, то есть ориентирует не на исходный этап развития, а охватывает длительную перспективу образовательного роста и, следовательно, актуализирует развитие культуры личности во времени. Образование можно назвать качественным, если реализованы конечные цели данного образовательного уровня. Степень достижения целей определяется с помощью диагностики. По этой причине полагаем, что еще в процессе проектирования разумно не только моделировать желаемый результат образовательной деятельности, но и представлять цели в виде конкретной системы на уровне четких функций деятельности с диагностируемыми показателями. Важно, чтобы эти цели включали в себя различные аспекты образовательной деятельности, в том числе воспитательный. В этой связи появляется необходимость соблюдения определенных требований к формулировке целей профессионального образования. Перечислим те из них, которые, по нашему мнению, являются наиболее актуальными, и дадим их краткую характеристику. Полагаем, одним из таких требований является точность и определенность цели. Это представляется важным прежде всего потому, что в образовательном процессе, как целостной системе, цель является главным компонентом, объединяющим остальные компоненты в единое целое. Цель деятельности определяет характер наших последующих действий и методику решения первоочередных задач, способствующих ее достижению. Поэтому неопределенность цели ведет, как нам представляется, к неопределенности средств ее достижения. Следовательно, точное указание цели образования – это важнейшая задача, которую мы обязаны решить, приступая к организации образовательного процесса, так как последнее невозможно без четкого представления о том, какое личностное качество мы хотим получить в результате. По нашему мнению, будучи точно сформулированной, цель также обеспечивает возможность осознанно воздействовать на учебно-воспитательную деятельность студента и образовательный процесс в целом, что свидетельствует о реализации ею такой важной функции, как управление. Последнее ведет как к улучшению функционирования объекта или процесса, так и развитию в соответствии с принятыми показателями (критериями). Результатом образовательного процесса является сам человек, достигший качества культуры личности. Качество, как совокупность свойств, есть основа существования объекта. На наш взгляд, это внутренний аспект, который определяет условия развития объекта или процесса и выражается в закономерной связи составляющих частей. Поэтому в конечном итоге качество культуры личности человека проявляется через культуру его деятельности, и, следовательно, определенность цели получает свое выражение в качестве результатов. Однако, с нашей точки зрения, человек воспринимает лишь то, что для него представляется принципиально важным и личностно значимым. По этой причине, полагаем, цель необходимо сформулировать так, чтобы у обучающегося возникла осознанная потребность (желание) ее достижения. Потребность – это внутреннее состояние объективной необходимости (нужды) человека. Поэтому он должен четко представлять себе, какое значение реализация цели имеет для его настоящего и будущего. Таким образом, актуализируется мотивационная и воспитательная функция цели. Мотивация определяется как источник активности человека, как система побудителей любой деятельности. В связи с этим нам представляется, что модель специалиста будет стимулировать формирование у студента способности к выбору собственной линии развития, к стремлению самосовершенствования и самовыражения. Каждый человек специфичен, он имеет определенный предел развития. На наш взгляд, все то, что находится за этим пределом, кажется ему невозможным или недостижимым, утрачивает свою значимость и мотивацию. Поэтому при определении целей образования представляется важным соблюдение принципа реальности цели, т.е. возможности ее достижения каждым студентом, исходя из уровня его обучения и воспитания (уровня развития). Полагаем, такой подход к проблеме целеполагания в условиях действия государственных образовательных стандартов позволит их сделать эффективными механизмами обеспечения качества профессионального образования. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|