Формирование экологической культуры |
Некоторые особенности формирования экологической культуры студентов-подростковАвтор: Ларина Е.А.Экологическая культура, в нашем понимании, представляет собой часть общей культуры личности, проявляющаяся как нравственный опыт взаимодействия с социоприродной средой на основе ее практического, интеллектуального и духовного постижения, а также включающая экологическое сознание, экологически оправданное поведение, ценностные ориентации. Экологическая культура формируется на протяжении всей жизни человека посредством его обучения, воспитания, созидательной деятельности, общения с природой. При этом экологическая культура студента среднего специального учебного заведения характеризуется рядом особенностей, традиционно связываемых с физиологическими и личностными преобразованиями данного возрастного периода. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития подростка - студента в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По этим направлениям происходят становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение подростка - студента, его деятельность и межличностные отношения. Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На физиологическом уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом - подростковый возраст характеризуется формированием самосознания молодого человека [2]. Специфика развития личности в подростковом возрасте анализируется в работах отечественных, а также зарубежных ученых (Б.С. Волков, И.В. Дубровина, И.С. Кон, Л. Кольберг, Л.С. Выготский, А.П. Крачковский, B.C. Мухина, Л.Ф. Мягков, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Феяьдштейн, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон, Л. Ковар, С. Кэррел, В. Оклендер, К. Рудестам, Л. Фес-тингер, Э. Фромм, Ф. Хоппе и др.). Исследователи отмечают, что, во-первых, происходящие в это время многочисленные качественные сдвиги подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей поведения, интересов и отношений студента-подростка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития личности скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка-студента значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток-студент не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность), что необходимо учитывать при формировании у подростков экологической культуры [3]. На основе проведенного анализа научной и педагогической литературы мы разделяем взгляд Бортниковой на факторы развития личности подростка-студента, оказывающие существенное влияние на формирование экологической культуры . Мы полагаем, что преодоление указанных трудностей в формировании экологической культуры студентов – подростков возможно при ориентации образовательного процесса на личность. Объявление: Литература 1. Бортникова С.А. Формирование экологической культуры подростков на основе личностно ориентированных воспитательных ситуаций: дис….канд.п.наук: 13.00.01./ Бортникова Светлана Анатольевна. – Воронеж, 2008 .- с.46-47. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|