Информатика в профильной школе |
Информатика в профильной школеАвтор: Орел И.Ю.Совершенствование современной системы образования в России направлено на развитие личностей учащихся. Особая роль в достижении этой цели принадлежит школьному курсу информатики, изучающему информационную цивилизацию, призванному формировать у учащихся мировоззрение, развивать их общеучебные знания, умения, навыки, интеллектуальные и творческие способности в информационной деятельности [1]. Важна связь профильного обучения на старшей ступени с общей установкой на введение государственного стандарта общего образования. Если модернизация образования предусматривает введение института единого государственного экзамена, если речь идет о становлении общенациональной системы контроля качества образования, то, очевидно, объективность и реализуемость подобной системы может быть обеспечена только введением соответствующих образовательных стандартов не только для базовых общеобразовательных, но и для профильных общеобразовательных предметов [3]. На старшей ступени школы приоритетная цель изучения информатики — подготовка к последующей профессиональной деятельности, продолжению образования в вузе. Информатика на этой ступени школы может изучаться в виде одного из профильных курсов, и ее содержание будет «подчинено» задачам и интересам тех учебных предметов, которые определяют профиль образования в конкретном образовательном учреждении [4]. Учащиеся нашей школы наряду с общеобразовательными предметами получают подготовку по шести профессиям: художник росписи по дереву, столяр, слесарь механо-сборочных работ, младшая медицинская сестра, секретарь-машинистка, оператор ЭВМ. По данным профессиям выдаются свидетельства государственного образца. Часть учащихся изучают технологию «Основы дизайна» на профильном уровне без выдачи документа государственного образца. Объявление: На базовом уровне преподавание предмета ориентировано на формирование общей культуры учащихся и в большей степени связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования. Профильный уровень выбирается самим учащимся исходя из личных интересов и потребностей, ориентирован на подготовку учащегося к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Рабочие программы составлены на основе примерных программ базового и профильного уровня и программ по профессиональной подготовке. Учебный план школы предусматривает прохождение учащимися производственной практики в объеме 72 часов. При обучении школьников по первому варианту практические работы ориентированы на конкретную специальность (например, расчет в MS Excel количества лака, необходимого для покраски деталей для учащихся по специальности «Художник росписи по дереву»). Зачетные работы по информатике и ИКТ проводятся с учетом конкретных тем курса каждой специальности (например, создание мультимедийной презентации в среде программы MS Power Point по темам медицины, МХК и художественной росписи, слесарного дела). По второму варианту обучаются школьники, изучающие технологию «Основы дизайна» на профильном уровне. Предмет «Информатика и ИКТ» здесь также имеет практическую направленность (например, расчет в MS Excel количества рулонов обоев, необходимых для оклейки комнаты согласно прилагаемому образцу). На элективном учебном предмете «Основы компьютерной графики» школьники изучают программы, необходимые в работе дизайнера. Программа предмета построена таким образом, что позволяет держать постоянную связь с уроками специальности «Основы дизайна». Первый и второй вариант обучения выбирают учащиеся, которые не планируют в 11 классе сдавать ЕГЭ по информатике. Профильное обучение обеспечивает образование в области информатики и ИКТ в соответствии с требованиями профиля обучения, дифференцированного по содержанию в зависимости от интересов и направленности профессиональной подготовки школьников. Изучение предмета на профильном уровне дает возможность использовать разные виды занятий при построении учебной программы. При обучении школьников по третьему варианту на уроках ИКТ изучаются программы, связанные с работой секретарей организаций (увеличено количество часов на MS Word, MS Excel, Outlook Express). На уроках информатики появилось время для увеличения часов на измерение информации, программирование, логику, системы счисления, подготовку к ЕГЭ. Обучение учащихся по четвертому варианту началось в 2009-2010 учебном году. Программа предмета построена таким образом, чтобы максимально охватить все темы информатики и ИКТ (с учетом специальности). При этом темы информатики (например, измерение информации, кодирование информации, системы счисления) чередуются с темами информационно-коммуникационных технологий (например, MS Word, MS Power Point, MS Excel). Это сделано для того, чтобы учащиеся могли менять вид деятельности с решения задач за партами на работу за компьютерами. Задания к самостоятельным работам берутся из материалов ЕГЭ. При обучении школьников по пятому варианту можно уделить больше времени отработке практических навыков, решению самостоятельных разноуровневых задач, решению заданий из ЕГЭ. Количество часов позволяет всесторонне изучить темы информатики и ИКТ. При обучении на специальности «Оператор ЭВМ» учащиеся проходят производственную практику и выполняют курсовую работу. Темы курсовых работ предлагают учителя-предметники, работающие в классе, заместитель директора по воспитательной работе или социальный педагог. Курсовая работа может быть выполнена в виде презентации, web-сайта, теста на языке программирования. С требованиями к оформлению курсовых работ учащиеся знакомятся заранее. В конце обучения школьники сдают обязательный квалификационный экзамен на разряд. В итоговой оценке учитываются оценка за квалификационную работу, оценка за теоретическую часть и оценка за практическую часть экзамена. Учащиеся по специальности «Оператор ЭВМ» регулярно участвуют в городских конкурсах, олимпиадах, конференциях. Третий, четвертый и пятый варианты обучения выбирают школьники, планирующие сдавать ЕГЭ по информатике. В каждом варианте изучения информатики создается специально организованная личностно-ориентированная образовательно-воспитательная среда. В основе образовательного процесса профильной школы лежит совместная деятельность ученика и педагога, которая направлена на индивидуальную самореализацию школьника и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемого направления. Образовательный процесс школы имеет своей целью достижение образовательных результатов как внешних (творческие работы, продукты коллективного труда), так и внутренних (личностные приращения знаний, умений, навыков, развитые способности). Таким образом, выпускник профильной школы – это личность, стремящаяся к самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации, которая имеет сформированную систему отношений к обществу, другому человеку, к себе, к культурным ценностям, к профессии [2]. Литература 1. Богомолова Е. В. Основные направления развития системы подготовки учителя информатики в условиях личностно-ориентированной парадигмы образования. [Электронный ресурс]//Информационные технологии в образовании. – Режим доступа: http://www.ito.su/main.php?pid=26&fid=5343 (дата обращения 14.03.2010) |
< Предыдущая | Следующая > |
---|