Социальное обучение студентов |
Внеформальное социальное обучение студентов посредством добровольчества (волонтерства)Автор: Черепанова Н.В.В настоящее время стала общепризнанной необходимость непрерывного образования, а в Европейском Союзе оно рассматривается как один из главных элементов социальной модели. Произошла институционализация различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО ввела специальную терминологию, отражающую различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и внеформальное образование. Внеформальное образование – это любая организованная образовательная деятельность за пределами установленной формальной системы, осуществляемая либо отдельно от нее, либо в качестве важной характеристики более широкой деятельности. Данный вид образования служит определенным группам клиентов обучения и образовательным целям. Внеформальное образование отличается от формального по двум параметрам: систематизированности обучения и целенаправленности деятельности обучающихся. Во внеформальном образовании обучение организуется не в специальных образовательных учреждениях и не всегда осуществляется преподавателями-профессионалами, а также оно не обязательно завершается получением общепризнанного документа об образовании [1]. Добровольчество – это общественно полезная деятельность на основе добровольного выбора, отражающего личные взгляды и позиции гражданина, его активное участие в жизни человеческого сообщества, способствующая улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности. Добровольчество - это мощный инструмент социальных перемен, культурного и экономического роста общества. Добровольчество - это неисчерпаемый человеческий ресурс, позволяющий государству поддерживать социально незащищенных граждан посредством добровольной работы, помогая «разгрузить» деятельность государственных структур. Добровольческие движения оформлены в виде некоммерческих негосударственных организаций. Некоммерческие организации вовлекают людей в общественную жизнь, сплачивают их вокруг социально важных задач, формируют социальную ответственность. Помимо того, что объединение усилий отдельных организаций и физических лиц в оказании помощи нетрудоспособным гражданам дает значительно больший эффект, чем разрозненные действия добровольцев, это позволяет найти и обеспечить оперативной помощью наиболее важные участки приложения добровольного труда. Здесь роль некоммерческой организации как координатора действий добровольца особенно заметна. Социальное обучение добровольцев в условиях некоммерческой организации основывается на принципах социальной педагогики и андрагогики. Социальная педагогика понимается как отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией. Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследования воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и позитивной самореализации человека [2, 5-21]. В андрагогической модели ведущая роль принадлежит самому обучающемуся [3]. Цель социального обучения – создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности –самостоятельности, активности, ответственности и социабельности в самом широком значении этого слова. Социально обученный человек владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала. Понятие «субъектность» личности отражает ее способность самостоятельно творить свой жизненный путь, реализовать все «виды специфической человеческой активности – творческой, свободной, нравственной» [4, 106]. Объявление: На каждом этапе социализации личность обладает определенным социальным опытом, уровнем мотивации к деятельности, совокупностью возрастных проблем и соответствующими способами их разрешения. Поэтому на различных стадиях социализации у человека возникают различные мотивы к добровольческой деятельности, и, соответственно, различается практическая значимость выполняемых действий. С развитием третьего сектора экономики, ростом числа общественных организаций социальная сфера получает дополнительный ресурс для решения социальных проблем. Даже при отсутствии достаточного финансирования использование волонтерского труда позволяет расширять сферу социального обслуживания. Особую актуальность в таких условиях приобретает студенческое социальное добровольчество или волонтерство – добровольная профессионально ориентированная деятельность студентов, направленная на помощь людям в достижении более высокого качества. При этом принцип добровольности отвечает психолого-педагогическим потребностям студента в поиске конкретного места приложения своего труда с целью получения реальных практических навыков и достижения конкурентоспособности после окончания учебного заведения. Для ищущих оплачиваемую работу волонтерская деятельность может повышать их уверенность в себе, предоставлять доступ к сетям рабочих мест и возможности для развития определенных навыков, пригодных для рынка. Волонтерская деятельность приводит к созданию новых рабочих мест, развивая услуги, которые позже принимаются на себя государством и рынком и превращаются в оплачиваемые рабочие места. В качестве примера можно привести реакцию добровольцев всего мира на эпидемию ВИЧ/СПИДА, который привел к созданию тысяч оплачиваемых рабочих мест в государственном и частном секторах здравоохранения. Для студентов добровольчество можно рассматривать как: - бескорыстную помощь и поддержку людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе этических норм, сознательного выбора и определенных мотивов; Студенты не только помощники при оказании социальных услуг, они одновременно являются очень взыскательными потребителями определенных социальных услуг, которые можно охарактеризовать, как возможность занять себя в социальной сфере, как возможность помочь, в том числе и себе самому. Литература 1. Coombs P. H. with Prosser, C. and Ahmed, M. (1973) New Paths to Learning for Rural Children and Youth, New York: International Council for Educational Development. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|