Содержание образования |
Образовательная среда как один из аспектов содержания образованияАвтор: Чиконина Г.В.Современная философия образования на уровне общей характеристики понятий рассматривает среду как субстанцию, которая в отличие от пустого, незаполненного пространства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами [5, 18 - 24]. В современном словаре по педагогике это понятие дается в самом общем смысле как совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью[12, 746]. Современные трактовки понятия «среда» определяются контекстом. Д.Ж. Маркович, П.А. Сорокин и др. рассматривают ее в социологическом аспекте: «Совокупность взаимосвязанных условий и влияний, присутствующих в некоем окружении» [9, 67]; «социальное многомерное пространство ценностно-ориентированных отношений индивидов, определенным образом иерархизированных, где есть возможность социального перемещения индивидов как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Чем меньше в обществе «предписаний» ролевых позиций, тем больше перемещений. Ряд индивидов оказывается способным группироваться в многочисленные и самые разнородные системы взаимодействия, группы» [13, 136]. Якоб Иоганн фон Икскюль рассматривает среду с точки зрения философии: противоположный полюс врожденной способности, пространство и материал для развития, с помощью которых способность прокладывает себе путь прямо или окольно; окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества и организмов, т.е. окружающих их условий, которые они способны переживать и от которых зависит их существование и продолжение рода. Среда человека различается не в количественном отношении, а в качественном. М. Хейдеметс, Г.М. Андреева и др. используют психологический подход в трактовке среды: персонализация среды – фиксация определенной части среды как своего «Я». «Образ среды» – важный компонент социального познания, компонент картины мира, в который включаются «образ-Я», образ группы, образ времени [1, 49]. Дж. Гибсон опирается на экологический подход: «возможность – мостик между субъектом и средой, определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Встроенность мелких элементов окружающего мира в более крупные - закономерность среды» [3, 18]. Современная философия отрицает детерминированность образования личности социумом, в т.ч. средой, т.е. рассматривает среду как решающий (важный), но не единственный фактор индивидуального развития, представляя ее как сложную систему, включающую человека, который в своей деятельности активизирует, строит те или иные элементы среды и тем самым эмпирически создает ее для себя. Акцент делается на выделении более сложной, многообразной, противоречивой, взаимозависимой и, что очень важно, не плоскостной, а пространственно-объемной связи индивида с окружением. Понятие «образовательная среда школы» разрабатывается в последние десятилетия и отечественными, и зарубежными учеными и рассматривается авторами с разной полнотой отражения сути. И.М. Улановская предлагает рассматривать образовательную среду как целостную качественную характеристику внутренней жизни школы, которая определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она позволяет достичь [14, 6]. С.Л. Лобачев, В.И. Солдаткин и др. трактуют понятие «образовательная среда образовательного учреждения» как совокупность информационных ресурсов образовательного учреждения, технологий обучения и обеспечения учебного процесса, реализованных в рамках единых принципов построения и обеспечивающих полный цикл или его логически завершенную часть [8, 57]. В.А. Красильникова использует в описании понятия образовательная среда такие характеристики, как целостность, многоаспектность, системность, социально-психологическая реальность, материальные и духовные условия образовательной деятельности, совокупность необходимых психолого-педагогических условий для погружения человека в поток целенаправленно подготовленной информации и способов ее представления к изучению, всестороннему развитию личности [7, 24]. Исследователи анализируют образовательную среду с разной полнотой раскрытия понятия. В.А. Козырев рассматривает образовательную среду в широком смысле: - как отражение единства социокультурной и духовной жизни общества и непрерывной системы образования, в узком - как системообразующий фактор конкретной образовательной системы [6, 117]. А.В. Хуторской раскрывает понятие «образовательная среда» в контексте личностно-ориентированного образования как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности [18, 63]. Внутренним же содержанием образования, атрибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт учащегося как результат его деятельности. Поскольку ядром образования является личностный рост образовывающегося, задача педагогов состоит в организации культуросообразного и природосообразного взаимодействия школьника с создаваемыми условиями. Объявление: Роль учителя заключается не столько в передаче знаний, умений и навыков, сколько в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал, используя соответствующую технологию обучения [17, 29]. Содержание понятия «образовательная среда», как и понятия «школьная образовательная среда», определяется подходами к толкованию понятия «образование», представлениями о целях и задачах образовательного процесса: - культурно-общественный подход (В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, Н.Б. Крылова): образовательная среда – механизм развития ребенка. Ее истоки – предметности культуры и общества. «Эти два полюса – предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека – в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [11, 192]; - социальный (К. Маклафин): образовательная среда – социальная сис тема, элементами которой являются эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качества воспитательного про цесса [8, 6]; - организационный (американские исследователи): солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержка автономной инициативы учителей администрацией школы [10, 49]; - информационный (М.И. Башмаков, С.П. Поздняков, Н.А. Резник): психолого-педагогические условия образовательной среды - система средств общения с человеческим знанием, служащих для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, для ее передачи, переработки и обогащения [2, 39]; - эколого-психологический (Е.А. Климов, В.А. Ясвин и др.): система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [19, 11]; - системно-синергетический (Н.В. Груздева): образовательная среда – целостное системно-синергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и соци-оприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека [4, 33]. И.М. Улановская классифицирует образовательные среды на основании выполняемых ими функций на ориентированные на детей и не ориентированные на детей [16, 78]. Выделяя 3 аспекта, характеризующих образовательную среду (результативный, процессуальный, целевой), она дифференцирует социальное и индивидуально-личностное развитие [15, 29]. Для нас личностное развитие включает и социально значимые приращения индивида, и индивидуально-психологические позитивные изменения, т.к. под личностью мы понимаем системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении, предполагающее наличие социально значимых черт [12, 377]. Литература 1. Андреева А.Г. Психология социального познания /А.Г.Андреева. - М., 1976. – 264 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|