Особенности эмоционального выгорания |
Изучение особенностей эмоционального выгорания сотрудников дошкольного учрежденияАвтор: Шарафутдинова А.Ф.Современное дошкольное образование предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности воспитателя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения, особую актуальность, на наш взгляд, приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде “воспитатель – воспитанник” [1]. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей дошкольников, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения воспитателя. Данная профессиональная характеристика препятствует полноценному управлению воспитательно-образовательным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, непринятие его индивидуальности, обеднение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие воспитатели отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Деятельность с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье детей приводит к хроническим стрессам и негативным переживаниям его последствий [2]. Мы считаем, что обязательным условием на современном этапе развития психологии и педагогики является ориентация деятельности воспитателей на личность воспитанника. Объект исследования – синдром эмоционального выгорания. Предмет исследования – психологические особенности синдрома эмоционального выгорания, удовлетворенности трудовой деятельностью и стрессоустойчивости сотрудников ДОУ. Гипотеза исследования: существуют различия в проявлении синдрома эмоционального выгорания, уровня удовлетворенности трудовой деятельностью, стрессоустойчивости сотрудников дошкольного учреждения с разным стажем работы. Методы исследования: анализ теоретических работ по избранной теме; психодиагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О.Ф. Потемкиной, методика «Диагностики структуры мотивов трудовой деятельности»; статистические методы обработки данных (программа SPSS). Объявление: Таким образом, в результате проведенного качественного и количественного анализа полученных данных были выявлены следующие психологические особенности и значимые взаимосвязи между синдромом эмоционального выгорания, стрессоустойчивостью и удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников дошкольного учреждения: 1. Чем выше личностная устойчивость педагога, тем менее он склонен к эмоциональному выгоранию, и наоборот. Педагоги с низким уровнем нервно-психической устойчивости характеризуются сформированно-стью различных симптомов и фаз эмоционального выгорания. 2. Чем выше удовлетворенность трудовой деятельностью педагога, тем менее он склонен к эмоциональному выгоранию, и наоборот. Педагоги с низким уровнем удовлетворенности трудовой деятельностью характеризуются сформированностью различных симптомов и фаз эмоционального выгорания. 3. Чем выше ценность установки на процесс у педагога, тем более он склонен к эмоциональному истощению и в целом эмоциональному выгоранию, и наоборот. У педагогов с установкой на процесс сформирована прежде всего такая фаза эмоционального выгорания, как истощение. 4. Чем выше ценность установки на труд у педагога, тем более он склонен к эмоциональному истощению и в целом эмоциональному выгоранию, и наоборот. У педагогов с установкой на труд сформирована прежде всего такая фаза эмоционального выгорания, как истощение. 5. Чем выше педагогический стаж работы воспитателя, тем более он склонен к эмоциональному выгоранию, и наоборот. Педагоги со ста жем работы более 10 лет характеризуются сформированностью раз личных симптомов и фаз эмоционального выгорания. В жизни каждого человека периодически возникают кризисы профес сионального развития. После нескольких лет занятия одной и той же дея тельностью (на стадии становления профессионализма и особенно на стадии развитого мастерства) человек начинает терять интерес к своей специально сти, снижается ценностное отношение к собственной деятельности. Конст руктивным разрешением кризиса может стать поиск перспектив профессиональ ного роста. Если специалист их не находит, то наступает этап профессиональной стагнации, когда снижается активность личности, т.е. при достаточно высоком уровне компетентности профессиональная деятельность реализуется одними и теми же способами, стереотипно и стабильно (Э.Ф. Зеер).[3] Представленная работа посвящена проблеме эмоционального выгорания сотрудников дошкольного учреждения как провоцирующего фактора снижения активности, что, в свою очередь, ведет к деструктивному изменению личности педагога. В ней мы изучали и исследовали феномен синдрома эмоционального выгорания, а также факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены связи между уровнем эмоционального выгорания, удовлетворенностью трудовой деятельностью и стрессоустойчивостью у воспитателей. Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа: 1. Изучена литература по данной проблеме. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что существует связь между качественными характеристиками синдрома эмоционального выгорания, уровнем удовлетворенности трудовой деятельностью и стрессоустойчивостью сотрудников дошкольного учреждения и зависит от стажа работы в профессиональной деятельности. Изучаемая в работе проблема, на наш взгляд, представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также дошкольники, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома. Поэтому очень важно, на наш взгляд, продолжить начатую работу, но уже с упором на организацию мероприятий, способствующих реабилитации ценностного отношения педагога к себе как к профессионалу и к своей профессии в целом. Литература 1. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. – СПб.:Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – С. 20 – 47. |
Следующая > |
---|