Коммуникация в деятельностном подходе |
Язык, речь, коммуникация в свете деятельностного подходаАвтор: Каменская Т.Н.Лингвистическое исследование речи и языка в деятельностном аспекте ведёт начало от работ В. фон Гумбольдта, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф. де Соссюра. Впервые об антиномии язык – речь заговорил В. фон Гумбольдт, в дальнейшем это положение находит развитие в теории И.А. Бодуэна де Кур-тенэ, но сформулировано и обосновано было только Ф. де Соссюром [1, 450]. В. фон Гумбольдт подчеркивал деятельностный характер языка: «Язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia)» [6, 70]. И.А. Бо-дуэн де Куртенэ различал, с одной стороны, язык «как определённый комплекс известных составных частей и категорий» и, с другой стороны, язык «как беспрерывно повторяющийся процесс» [4, 313]. Ф. де Соссюр проводил строгое разграничение между понятиями язык и речь и считал их компонентами речевой деятельности [17, 34–43]. Идеи Ф. де Соссюра о языке и речи нашли отражение в трудах Л. Ельмслева. Он рассматривал язык в трех аспектах: как чистую форму, определяемую независимо от её социального осуществления и материальной манифестации (схема); как материальную форму, определяемую в данной социальной реальности, но независимо от детальной манифестации (норма), и как совокупность навыков, принятых в данном социальном коллективе и определяемых фактами наблюдаемых манифестаций (узус) [20]. Л.В. Щерба, последователь И.А. Бодуэна де Куртенэ, в языковых явлениях различал три аспекта: речевую деятельность, языковую систему (язык) и языковой материал (тексты). При этом языковая система представляет собой «словари и грамматики языков», которые выводятся индивидом «лишь из процессов говорения и понимания» [19, 26]. Языковой материал трактуется им как «совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы» [19, 26]. Под речевой деятельностью Л.В. Щерба подразумевал процессы говорения и понимания, при этом «процессы понимания, интерпретации знаков языка являются не менее активными и не менее важными в совокупности того явления, которое мы называем языком» [19, 24–25]. Во второй половине ХХ века деятельностное направление в изучении речи продолжили А.А. Леонтьев, Б.В. Беляев, И.А. Зимняя и др. Так, Б.В. Беляев под речевой деятельностью понимал речь как сам процесс общения, осуществляемый средствами языка, а также то, что является конечным результатом этого процесса. К видам речевой деятельности он относил слушание, говорение, чтение и письмо [3, 25]. А.А. Леонтьев рассматривал речевую деятельность как «основной вид знаковой деятельности, логически и генетически предшествующий остальным ее видам». При этом он подчеркивал условный характер определения речи как деятельности и критически относился к самому термину речевая деятельность. Он считал, что речь – это составная часть деятельности более высокого порядка, «совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой» [9, 24–25]. Объявление: При рассмотрении речевой деятельности И.А. Зимняя опирается на взгляды Ф. де Соссюра. Она считает, что по отношению к языку как «средству» и к речи «как способу формирования и формулирования мысли посредством языка» речевая деятельность является более широким и общим понятием. И.А. Зимняя трактует речевую деятельность как деятельность с присущими ей структурной организацией, предметным содержанием, механизмами и другими психологическими характеристиками [8, 27]. Таким образом, в рамках деятельностного подхода речь рассматривается исследователями как один из видов человеческой деятельности. Само же понятие деятельности трактуется как совокупность взаимосвязанных и направленных на достижение определенного результата процессов, одним из которых является коммуникация. Речевая коммуникация осуществляется с помощью языка и является частью процесса коммуникации в более широком понимании, поскольку номенклатура его средств далеко не ограничивается языковыми единицами. Понимание речевой коммуникации как кооперативного предприятия, построенного на основе интерактивного участия обоих коммуникантов, предполагает активное участие не только адресанта, но и адресата, который воспринимается полноправным участником коммуникации. На первый взгляд, кажется, что адресату свойственна относительная коммуникативная пассивность, поскольку он является конечным звеном коммуникативной цепи, лишь воспринимающим и интерпретирующим сообщение. Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что адресат уже своим существованием оказывает влияние на форму и содержание порождаемого адресантом сообщения. «Коммуникативная деятельность адресата выражается главным образом в том, что в силу действия опережающего отражения адресат оказывает существенное конструктивное влияние на два других элемента цепи» [16, 38], то есть на адресанта и создаваемое им сообщение. Активность роли адресата заключается также и в том, что он «волен принять или отвергнуть предложенную ему программу, сдаться или оказать сопротивление, пойти на уступку или перейти в наступление, выполнить просьбу или отказаться» [2, 661]. В процессе речевой коммуникации её участники поочерёдно меняются ролями, высказываясь об общем предмете разговора. За речевым действием, акцией всегда следует реакция, то есть происходит мена коммуникативных ролей. Последовательность акций и реакций образует акт речевого взаимодействия, элементарный диалог, акт коммуникации [5, 23], который трактуется в лингвистике как более широкое понятие по отношению к речевому акту. С позиции теории речевых актов, сформулированной в 1930-е годы Дж. Остином, центральной единицей коммуникации считается именно речевой акт. Дж. Остин выделил в его структуре три уровня (локуция, иллокуция, перлокуция) и в соответствии с иллокутивной силой подразделил речевые акты на пять классов [12, 86–89]. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах Дж. Серля, который выявил в структуре речевого акта те же уровни, но уточнил понятие локуции и дал новую классификацию речевых актов [15, 151–169]. В последующем в лингвистике неоднократно предпринимались попытки усовершенствовать теорию речевых актов: исследователи уточняли исходные понятия, считали необходимым «выйти за пределы отдельно взятого речевого акта», чтобы получить «целостную картину живого общения с его поворотами, неудачами, исправлениями, усовершенствованиями стиля». Наряду с этим предлагалось учитывать не только намерения говорящего, «но и природу речевого общения, главным образом зависящую от взаимоотношений и взаимодействия говорящего и слушающего» [7, 230–234]. Таким образом, речевая деятельность, представляя собой единство социального (системы языка) и индивидуального (речи), является частью более широкого процесса речевой коммуникации, суть которого состоит не в том, «чтобы просто передавать сообщения», а в том, чтобы посредством общения «достигать целей, подчинённых совместной деятельности» [18, 11]. Литература 1. Амирова Т.А. История языкознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.А. Амирова, Б.А. Ольховников, Ю.В. Рождественский; под ред. С.Ф. Гончаренко. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 672 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|