Насилие и ненасилие в философии |
Насилие и ненасилие в философии и социальной этикеАвтор: Афонин М.Н.Тему статьи мне хотелось бы ограничить вопросом о соотношении понятий насилия и ненасилия, анализом того, выражают ли эти понятия альтернативные или последовательно меняющие друг друга способы действия. Самое популярное понимание насилия - отождествление его с нежелательным физическим воздействием. Для примера воспользуемся формулировками английского философа Джона Кина. «Насилие лучше понимать как нежелательное физическое воздействие групп (людей) и/или индивидов на тела других, которые в результате этого претерпевают ряд следствий, варьирующихся от шока, синяков, царапин... до увечий и даже смерти. Насилие -акт, выражающий отношение, в котором объект насилия недобровольно третируется не в качестве субъекта, чья «инаковость» признана и уважаема, а как всего лишь предмет, потенциально заслуживающий того, чтобы ему нанесли урон или даже его ликвидировали». Известно, что определение должно обладать признаками необходимости и достаточности. Отвечает ли этим требованиям приведенное определение насилия? Поставленный вопрос можно конкретизировать так: необходимо ли физическое воздействие, чтобы некий акт был насилием? и достаточно ли указания на нежелательность физического воздействия, чтобы производящий его акт квалифицировался как насилие? Рассмотрим примеры. Человек может подвергнуться такому словесному оскорблению, не оставляющему ни малейших синяков и царапин, что будет принуждён к действиям, которые он никогда бы не совершил без этого по доброй воле - от дуэли до самоубийства. В таких случаях мы не имеем ни тени физического насилия, зато имеем примеры самого страшного принуждения воли. И это при том, что оскорбление само по себе есть отрицание «признания и уважения инаковости другого», которое Кин связывает только с физическим воздействием. Учитывая оба приведенных примера, можно сказать, что определение насилия как нежелательного физического воздействия не обладает признаками ни необходимости, ни достаточности: нежелательное физическое воздействие не является необходимым признаком насилия, и в то же время оно недостаточно, чтобы отличить насилие от ненасилия. Иначе говоря, определение Кина таковым вообще не является. Объявление: Насилие есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы. О насилии можно говорить тогда, когда сила переламывает силу. Насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей; оно в этом смысле есть общественное отношение [6, 56]. Насилие разрывает общественную коммуникацию, разрушает ее общепризнанные основания, получившие выражение в традициях, обычаях, праве, иных формах культуры. В этом смысле оно представляет собой всегда нарушение некоего договора, нормы, правила. Совершающий насилие в отношениях с теми, на кого направлены его насильственные действия, преступает некую черту, которую они ранее обязались не преступать; насилие есть преступление. Насилие, как правило, выступает под флагом идей общего блага и справедливости, так как именно эти идеи являются цементирующей основой общественных отношений [5, 132]. Необходимость жизни в ее природных и социальных формах включает в себя такие конфигурации отношений между индивидами, которые предполагают насилие, не могут существовать без него. Агрессивные инстинкты, эксплуатация труда, властные отношения господства и подчинения - это объективные фундаментальные факты человеческого бытия, закономерно воспроизводящие насилие. Хотя насилие может быть минимизировано, скрыто, переведено в латентную форму, его невозможно полностью изъять ни из биологии человека, ни из его социальной сущности. Данное утверждение является аксиомой общественных отношений [6, 89]. При таком положении дел этика ненасилия многим представляется невозможной, однако мораль и этика коренятся в автономии человеческого духа и являются его выражением [2, 31]. Насилие следует отличать от природной агрессивности, воинственности, представленных в человеке в виде определенных инстинктов. Эти инстинкты, как и противоположные им инстинкты страха могут играть свою роль и даже изощренно использоваться в практике насилия. Тем не менее само насилие есть нечто иное и отличается от них тем, что оно заявляет себя как акт сознательной воли, ищет для себя оправдывающие основания. В известной басне И.А. Крылова «Волк и ягненок» басенный волк, символизирующий человека, отличается от настоящего волка тем, что он не просто пожирает ягненка, руководствуясь чувством голода, но стремится еще придать делу «законный вид и толк» [3, 48]. Таким образом, можно заключить, что насилие - феномен сложный, многоаспектный. Этику понятие «насилие» интересует под углом зрения его морального обоснования и оправдания. Предметом рассмотрения здесь являются не многочисленные вопросы о том, чем вызвано насилие, в каких формах оно протекает и переживается, насколько необходимо, целесообразно и т.п., а только одно - может ли насилие считаться морально достойным способом общественного поведения? Рассматриваемая проблема приобретает тем самым форму риторического вопроса: может ли насилие быть оправдано, санкционировано в рамках гуманистической морали? Ответ на этот вопрос однозначный: нет. Мораль и насилие изначально, по определению исключают друг друга. Если мораль утверждает личность как ответственного субъекта действия и понимает пространство межчеловеческой коммуникации как взаимность добра, то насилие означает нечто прямо противоположное. Они в сущности и определяются через противопоставление друг другу. Этика ненасилия отождествляет насилие со злом столь прямо и полно, что исключает какие-либо его извинительные, а тем более, желательные случаи. Насилие есть зло. Его не должно быть в разумно устроенном человеческом общежитии. Таково первое основоположение этики ненасилия. Другое ее основоположение заключается в том, что зло нельзя победить злом, насилие нельзя преодолеть посредством насилия. Этическое отрицание насилия оправдано в той мере, в какой оно переходит в конкретную индивидуальную и общественную дисциплину и практику ненасилия, которая означает новый уровень взаимопонимания и солидарности в обществе. Без такого перехода ненасилие становится демагогией и лицемерием [3, 49]. Основной аргумент в пользу идеала ненасилия заключается в том, что в противном случае у человечества нет будущего. Если будет сохраняться господствующий в настоящее время моральный оппортунизм по отношению к насилию, масштабы и разрушительная сила современных вооружений поставит на человечестве крест. Самое уязвимое место современной цивилизации - это противоестественное сочетание универсальных производительных сил с локальным, ограниченным под влиянием страхов, заблуждений и предрассудков мировоззрением, современной информационной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность - ядерная, экологическая, демографическая и другие - поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды» или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл [3, 52]. Таким образом, рассмотренные в историческом аспекте насилие и ненасилие могут быть интерпретированы как различные ступени, стадии единого процесса. В плане перехода от одной ступени к другой, от насилия к ненасилию, современная эпоха является критической, когда требуется качественный сдвиг вперед, равнозначный смене основ жизни. Конечно, насилие имеет глубокие корни в историческом и психологическом опыте, в самой онтологии человека. Речь идет о качественной смене вектора сознательных усилий человека: - и индивидуальных, и коллективных, социально-организованных. Подводя итоги, делаю вывод, что насилие не может получить нравственной санкции даже в порядке исключения. Нет таких ситуаций и аргументов, которые позволяли бы считать насилие благом. Оно не может быть выводом силлогизма, общей посылкой которого является тезис о самоценности человеческой личности и взаимности межчеловеческих отношений. Литература 1. Викторук Е.Н. Насилие и этическое образование //Образование и насилие. Сборник статей /Под ред. К.С. Пигрова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2004. - С.226-242. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|