
Философский аспект геронтологии |
Философский аспект геронтологии как науки о развитии человека в период старостиАвтор: Ольховая И.В.Если обратиться к истории философии, можно обнаружить, что старость и связанные с нею смысложизненные проблемы активно обсуждались на протяжении многих веков от античности до современности. Древние философы (Платон, Демокрит, Сенека) рассматривали старость в ее противоречиях: с одной стороны, как период приготовления человека к смерти, как воплощение духовного роста и самосовершенствования, философскую и житейскую мудрость, позволяющую старикам быть ответственными за социально-политическое и нравственное состояние государства: «Мудрость есть совершеннейшее благо человеческого духа… Философия указывает туда, куда пришла мудрость… А мудрость некоторые определяют как «знание всего божеского и человеческого». Философия – в пути, мудрость – в его конце» [5, 174]. В философии же эпикурейства старый человек – это осуществлённый индивидуум, лишённый каких-либо забот в отношении к молодому поколению, к посмертной памяти о себе, к будущему потомства: «…когда необходимость поведёт нас, мы, с презрением плюнув на жизнь и на тех, кто за неё попусту цепляется, уйдём из жизни, в прекрасной песне победно восклицая, что жизнь нами хорошо прожита» [3, 22]. Старение и старость в христианском миросозерцании выводятся из фундаментальной категории «тленность», играющей роль качественного показателя бытия человека в нынешнем и будущем веке, таким образом, старость есть некое междумирие: «Того и другого желал бы я: и отойти и остаться здесь, но и отойти боюсь, а, оставаясь, грешу» [1, 173]. Христианская аскетика, рассматривая личность как категорию духа, определила ее смысл и назначение: в акте духовной жизни восстановить онтологический раскол между миром и Богом на принципах всеобъемлющей любви, где «все во всем пребывает» нестареющим и облеченным нетлением. В эпоху Возрождения происходит конвергенция античного принципа тела и средневекового принципа личности. В итоге человек и человечество предстали перед лицом истории в единстве природной и социальной сторон, а отдельный представитель человеческого рода обозначился как индивидуальность с неповторимым сочетанием тела, души и духа, реализующая себя преимущественно в имманентном мире: «... пока человек пребывает здесь, он должен добиваться той славы, на какую можно здесь рассчитывать, а ту, большую, он вкусит на небе... Следовательно, порядок таков, чтобы смертные, прежде всего, заботились о смертных вещах и чтобы вечное следовало за преходящим, ибо переход от последнего к первому вполне последователен, тогда как от вечного к преходящему вовсе нет перехода» [4, 385]. Тем самым, христианская идея служения Богу постепенно трансформировалась в идею личных заслуг человека. Развитие науки в Новое время стимулировало попытки решения вопросов продления старости в двух аспектах — антропологическом и духовном. Так, по Канту, истинная ценность длительности жизни заключается в ее активности: «Чем больше ты мыслил, чем больше ты делал, тем больше ты и жил, так завершение жизни преисполнено удовлетворения» [2, 265]. В результате Кант в истории философии был первым мыслителем, который сформулировал смысл задачи геронтологии, понимаемый как продление продуктивности жизни пожилого человека. Литература 1. Августин Блаженный. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. СПб. – Киев, 1998. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|