Духовность в современном мире |
Духовность в современном мире: аспекты рассмотренияАвтор: Шабанова Н.С.Специфика развития современного российского общества заключается в том, что оно оказалось ценностно дезориентировано. Если исходить из пирамиды потребностей А. Маслоу, то картина вырисовывается удручающая, если не сказать больше - плачевная, в погоне за материальным успехом и красивой жизнью люди позабыли о нечто большем, о духовности, которая, как видно из наличествующей ситуации, занимает не верхнюю ступень в иерархии А. Маслоу, а «подвальное помещение» в реальной человеческой жизни. Поэтому активный интерес к духовности, который проявляется в последние пятнадцать – двадцать лет радует и обнадёживает. Связан он, прежде всего, с одной из задач, под эгидой которой осуществляется реформирование современного общества - речь идет о призыве к духовному возрождению, которое многими современными политиками и значительной частью общества понимается почти равнозначно возрождению религиозному, поскольку духовная сфера традиционно осваивалась и первоначально исследовалась в религии. Но сегодня дихотомия «духовность – религиозность» не актуальна, поскольку духовность востребована в равной степени как в психологии и педагогии, так и в политологии и социологии, не говоря уже о философии и культурологии. В связи с этим представляется необходимым провести дифференциацию данной дефиниции. С религиозной точки зрения, духовность понимается как присутствие Духа Божьего в человеке. Но тут сразу же возникает вопрос, а если человек неверующий, то значит, он недуховен? Наличие духовности не зависит от принадлежности человека к той или иной религиозной вере, не является прерогативой верующих, поэтому не следует утверждать, что духовность - это только религиозное понятие, так как утверждение этого говорит, что человек либо не понимает, что он утверждает или же он специально подменяет одно понятие другим, сознательно вводя в заблуждение. В светском смысле духовность трактуется как тяга людей к вершинам культуры и совершенствованию творческих способностей. В связи с этим можно часто услышать о присвоении людям искусства и результатам их деятельности «духовного статуса». Но и это также является спорным, так как в последнее время творчество приобрело непрерывно производственный, а не экзистенциально выстраданный итог труда. Иной аспект в понятии духовность видят психологи, понимая под духовностью «индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других»[5, 112]. В данном определении сочетаются два аспекта – когнитивный и социальный, и важным, на наш взгляд, является указание на взаимосвязь между потребностями. Объявление: Г.В. Платонов и А.Д. Косичев считают, что духовность следует рассматривать как общественное и как личностное явление. В общественном контексте духовность, они понимают как важнейшее свойство общественного сознания, появляющееся в связи с необходимостью формирования системы общественных отношений внутри социальной системы и с окружающей средой на определённых принципах самоорганизации для обеспечения основной цели её существования - выживания. Духовность в личностном контексте, по их мнению, это комплекс существенных явлений человеческой психики, выражающий её нравственное, эстетическое, интеллектуаьно-когнитивное и экологическое содержание, направленное на утверждение подлинно человеческого в людях, то есть принципов гуманизма. Мы полагаем, что упор следует делать на личностный контекст, о чём будет сказано ниже. В педагогике под духовностью понимается всеобщая категория, идеал и высокий уровень развития личности (В.И. Мурашов). Но чаще педагоги употребляют словосочетание «духовно-нравственное», но это, думается, не ведёт к конкретике, а приводит к недосказанности и расплывчатости и порой к вытеснению духовного составляющего и акцентировании внимания на нравственной компоненте. Нравственность не может служить мерилом духовности, духовность намного шире, глубиннее и включает в себя нравственность как одну из составляющих, наряду с другими. Нравственность - это внутренние качества, которыми руководствуется человек, и правила поведения, определяемые этими качествами. Таким образом, духовность при сопоставлении с нравственность оказывается «первичной», выступает системообразующим началом нравственности, её истоком, символом целостности и упорядоченности, опорой, на основе которой совершаются все действия. Поэтому, на наш взгляд, следует говорить не о духовно-нравственном, а о нравственной стороне духовности. Вигинс Д., определяет духовности как цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности. По его мнению, проблема духовности личности возникает только тогда, когда сформированы все составляющие жизни: работа, быт, элементы культуры, образование и т.п.[1, 10]. В какой-то степени духовность обладает «надстроечным характером», но все-таки она не часть жизни, которая в форме пирамиды строится над чем-то, она - творчество самой жизни, это, по сути, повествование о росте нашего «Я». На наш взгляд, заслуживает внимания определение, данное Н.К. Бородиной, рассматривающей духовность с точки зрения индивидуально – личностного образования, а именно как внутреннюю сферу самоопределения человека, его априорную способность строить свой собственный мир притязаний и оценок и отражать через свой интеллектуальный и нравственно-психологический потенциал действительность, «мир вещей» и «мир людей» в соответствии со своим пониманием идеалов жизни и человеческого достоинства [1, 44]. Такое толкование, на наш взгляд, во-первых, отражает сущностные черты духовности (духовность определяется через «самоё себя», через свои сущностные черты, а не через «другое» - формы своего проявления) и особенности ее организации; во-вторых, констатирует причинно-обусловленную взаимосвязь внутреннего и внешнего в духовной деятельности. Если говорить о духовности в общем, то прослеживается такая закономерность: чем богаче духовно человек, тем он внутренне спо коен, находится в согласие с самим собой, своей совестью и своим духом. Древняя мудрость гласит: «Познай Себя, и ты познаешь Мир», и это поистине так, познавая себя, свою сущность, а сущность человека как указывает М. Шелер, заключается в духовности, в связи с этим именно духовность определяет богатство внутреннего мира чело века, степень совершенства его внутреннего Я. Только каждодневный труд человека над собой ведёт к подлинной духовности, а не чте ние молитв при наличии отвратных мыслей. А.Я. Канапацкий отмечает, что духовность - это устойчивое, по сути, подвижно-динамическое по характеру и нелинейное по системности организации иерархических взаимовлияний и связей всех элементов духовной реальности идеально-смысловое образование, способное производить в человеке личностные эффекты его преображения [3, 30]. В данной трактовке прослеживается взаимосвязь между духовностью и синергетикой, нелинейной наукой. Ведь, по сути, феномен человека есть взаимопроникновение хаоса и порядка (стержневые понятия синергетики), где роль хаоса не является отрицательной, так как именно состояние хаоса даёт возможность увидеть перспективу духовного совершенствования, в то время как порядок есть ни что иное как состояние равновесия, которое обладает максимальной энтропией и поэтому не способно к какой-либо организации, в этом состоянии достигается, наоборот, максимум самодезорганизации. Синергетика позволяет рассматривать человека не просто как часть мироздания, а как малый универсум, преломляющий в себе его законы, действуя и стремясь к аттрактору. «Только люди обладают духовностью. Все остальное у человека неконкурентоспособно», — говорит Вальцев в статье «Закат человечества», и это действительно так, во времена «осевого времени», а сегодняшнюю реальность можно отнести к такому периоду, человеку следует задуматься о будущем и о том, каким оно будет и какую роль он будет играть в нём, и будет ли вообще. Литература. Бородина Н.К. Человек духовный. – Волгоград, 2005. – С. 10, 44. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|