Государственная и национальная безопасность |
О соотношении понятий «государственная» и «национальная» безопасность Российской ФедерацииАвтор: Ирошников Д.В.Решение вопроса о соотношении понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность» является, на наш взгляд, первоочередным шагом для дальнейшего, более глубокого научного исследования этих категорий. Более того, данный вопрос имеет огромное практическое значение. Следует согласиться с Н.П. Патрушевым в том, что «в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике» [18; 3]. Как пишет А. В. Герасимов, до недавнего времени научные разработки в этом направлении не проводились, так как государственная безопасность обеспечивалась соответствующей своему времени государственной тайной [11; 73]. На этот счет, справедливо отмечает О.М. Хло-бустов, за термином «государственная безопасность» скрывалось и подчас скрывается неоднозначное и далеко не всеми адекватно понимаемое содержание. Как преодолеть это противоречие? Лучший способ для этого – спокойное, обстоятельное и беспристрастное рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением государственной и национальной безопасности» [24; 5-6]. Для начала определимся, что такое безопасность? Ожегов С.И. толкует «безопасность» как положение, при котором не угрожает опасность кому -чему-либо [22; 73]. Различают два типа безопасности: - гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов; Объявление: В буквальном смысле безопасность означает отсутствие опасности. Однако «в реальном окружающем мире не существует «ситуаций без опасности»: где бы мы не находились, хоть что-нибудь угрожает нам» [25; 102]. С 1997 года стал использоваться термин «национальная безопасность Российской Федерации». Данный термин, заимствованный у западных стран, первоначально вызвал немало споров в силу смыслового различия, вкладываемого в определение «национальный» и многонациональности нашего государства, однако впоследствии упомянутый термин прочно вошел в научный оборот [18; 4]. По мнению А.В. Герасимова, «национальная безопасность» – это такое состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные экологические, информационные и иные аспекты… [11; 87]. Александров М. В. понимает под национальной безопасностью совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами [4; 105]. В современной науке утвердились два подхода к национальной безопасности. Первый подход заключается в том, что национальная безопасность обеспечена тогда, когда обеспечена безопасность личности. Это подход западного толка. Второй подход – в том, что на передний план в национальной безопасности выдвигается безопасность государства и общества. Второй подход ближе нашему национальному характеру, чем первый [23; 198]. Как справедливо отмечает Михайлов А.Е., в отличие от национальной безопасности… государственная безопасность в качестве самостоятельного вида национальной безопасности практически не исследовалась [14; 69]. Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ и отдельных лиц [14; 70]. Государственная безопасность может быть также определена как функция государства по выявлению и разрешению конфликтов с целью предотвращения негативного влияния их последствий на охраняемые государством ценности [13; 63]. Итак, в рамках данной статьи можно определить, что государственная безопасность – это состояние государства, которое обеспечивает защиту государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета. Данное определение государственной безопасности можно было бы назвать определением в узком смысле. В широком смысле государственная безопасность – это защищенность основ существования страны [20; 88]. На наш взгляд, для уяснения содержания понятия «государственная безопасность», его следует различать с понятием «безопасность государства». Безопасность государства видится в одном ряду с такими понятиями, как «безопасность личности», «безопасность общества». Если отождествлять понятие государственной безопасности и безопасности государства, то в систему обеспечения государственной безопасности следовало бы включать всю экономическую, социально-политическую и духовно-идеологическую систему общества в той мере, в какой она направлена на развитие государства и, таким образом, на обеспечение его безопасности [17; 208]. Следует подчеркнуть, что в настоящее время по-прежнему широко распространенным является мнение о том, что национальная безопасность идентична безопасности государства [12; 33]. Однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства, так как «безопасность государства» является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность», под которой понимается безопасность ее народа [10; 105]. В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. 13, 55) и «государственная безопасность» (ст. 114) [1]. Что касается конституционного регулирования государственной безопасности, то соответствующие положения Конституции РФ могут быть разделены на несколько групп: 1) основы конституционного строя, выступающие нормативно- правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации; В числе основ конституционного строя, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации, следует назвать, прежде всего, принцип суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации [15; 21-22]. Однако следует заметить, что в конституциях стран СНГ, принятых в наиболее позднее время, в качестве базового употребляется понятие «национальная безопасность», а государственная, экологическая, информационная, общественная и иные рассматриваются как виды национальной безопасности [21; 58]. Понятие «национальная безопасность» законодательно закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В данном документе она определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [3]. Следует отметить, что законодатель использовал за основу определение безопасности, закрепленное в Законе РФ «О безопасности» (состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз) [2]. Следует подчеркнуть, что анализ положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года свидетельствует о важности и приоритетности сферы государственной и общественной безопасности в обеспечении национальной безопасности [20; 86]. Согласимся с мнением В.Г. Вишнякова: «для законодательства понятие «национальный» слишком туманно и малопродуктивно. Оно пригодно больше для политических дискуссий с их общими и эмоциональными рассуждениями о «нациях», «национальностях», «национальных интересах» и др. Понятие же «государственный» лежит в иной, конкретно-юридической плоскости, выступая предметной, глубоко изученной и реально действующей организационно-правовой материей, пригодной для классификации сфер деятельности государства в области безопасности, разграничения полномочий, определения ответственности должностных лиц и др.» [8; 29] Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английского термина «national security», который, в принципе, может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов [5; 318]. Однако эти понятия нельзя подменять. Их различие, на наш взгляд, определяется, прежде всего, различиями нации и государства. Так, определенные государства могут возникать до появления сформировавшихся наций; определенные нации насчитывают столетия существования вне рамок собственного государственного образования; нация нередко разделяется между несколькими государствами и т. п. [7; 2-3] Однако следует оговориться, что западная политология не ставит термин «национальная» в зависимости от количества проживающих в той или иной стране национальных образований и отождествляет национальную безопасность с безопасностью личности, общества и государства. В таком толковании национальная безопасность понимается как безопасность страны, связанная с реализацией коренных интересов народа, проживающего в ней [26; 212]. На наш взгляд, понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность», так как нация создает государство для повышения своей жизнестойкости. Следовательно, она всегда выше государства и вправе изменять его конституционный строй, если он не соответствует обозначенной цели [16; 56]. Той же позиции придерживается Д.Г. Балуев, который отмечает: «в нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе – является частным, видовым» [5; 318]. Воз-жеников А. В. также считает, что понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность» [9; 3]. Но если растворить понятие «государственная безопасность» в национальной безопасности, размывается сфера деятельности спецслужб государства. При этом теряется или отходит на второй план основная направленность их деятельности. Вот почему так важно четко определить содержание понятия «государственная безопасность» и ее место в структуре национальной безопасности» [17; 208]. Как было сказано выше, «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность». Но следует оговориться, что ведущее место в системе национальной безопасности занимает именно государственная безопасность, в которой исходя из природы и свойств государства органически интегрируются безопасность личности и общественная безопасность, а государственно-правовые начала пронизывают всю триединую систему национальной безопасности [19; 312]. Таким образом, «государственная безопасность» является высшим срезом «национальной безопасности», поэтому ее нельзя соотносить с другими видами безопасности как рядополо-женную [20; 88]. В заключение можно сделать следующие выводы: 1. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «государственная безопасность» и «национальная безопасность». Литература 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|