Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Государственная и национальная безопасность





Государственная и национальная безопасность

О соотношении понятий «государственная» и «национальная» безопасность Российской Федерации

Автор: Ирошников Д.В.

Решение вопроса о соотношении понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность» является, на наш взгляд, первоочередным шагом для дальнейшего, более глубокого научного исследования этих категорий. Более того, данный вопрос имеет огромное практическое значение.

Следует согласиться с Н.П. Патрушевым в том, что «в отечественном законодательстве и научной литературе пока не выработан единый понятийный аппарат в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство нередко приводит к неоднозначному пониманию содержания различных дефиниций в теории и создает проблемы в правоприменительной практике» [18; 3]. Как пишет А. В. Герасимов, до недавнего времени научные разработки в этом направлении не проводились, так как государственная безопасность обеспечивалась соответствующей своему времени государственной тайной [11; 73]. На этот счет, справедливо отмечает О.М. Хло-бустов, за термином «государственная безопасность» скрывалось и подчас скрывается неоднозначное и далеко не всеми адекватно понимаемое содержание. Как преодолеть это противоречие? Лучший способ для этого – спокойное, обстоятельное и беспристрастное рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением государственной и национальной безопасности» [24; 5-6].

Для начала определимся, что такое безопасность? Ожегов С.И. толкует «безопасность» как положение, при котором не угрожает опасность кому -чему-либо [22; 73].

Различают два типа безопасности:

-    гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений и катаклизмов;
-    реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им [6; 56].

Объявление:

В буквальном смысле безопасность означает отсутствие опасности. Однако «в реальном окружающем мире не существует «ситуаций без опасности»: где бы мы не находились, хоть что-нибудь угрожает нам» [25; 102].

С 1997 года стал использоваться термин «национальная безопасность Российской Федерации». Данный термин, заимствованный у западных стран, первоначально вызвал немало споров в силу смыслового различия, вкладываемого в определение «национальный» и многонациональности нашего государства, однако впоследствии упомянутый термин прочно вошел в научный оборот [18; 4].

По мнению А.В. Герасимова, «национальная безопасность» – это такое состояние защищенности интересов личности, общества и государства, включающее политические, экономические, военные, социальные экологические, информационные и иные аспекты… [11; 87].

Александров М. В. понимает под национальной безопасностью совокупность факторов, обеспечивающих жизнедеятельность государства в системе международных отношений, его способность отражать возникающие внешние угрозы и действовать в соответствии со своими национальными интересами [4; 105].

В современной науке утвердились два подхода к национальной безопасности. Первый подход заключается в том, что национальная безопасность обеспечена тогда, когда обеспечена безопасность личности. Это подход западного толка. Второй подход – в том, что на передний план в национальной безопасности выдвигается безопасность государства и общества. Второй подход ближе нашему национальному характеру, чем первый [23; 198].

Как справедливо отмечает Михайлов А.Е., в отличие от национальной безопасности… государственная безопасность в качестве самостоятельного вида национальной безопасности практически не исследовалась [14; 69].

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ и отдельных лиц [14; 70]. Государственная безопасность может быть также определена как функция государства по выявлению и разрешению конфликтов с целью предотвращения негативного влияния их последствий на охраняемые государством ценности [13; 63].

Итак, в рамках данной статьи можно определить, что государственная безопасность – это состояние государства, которое обеспечивает защиту государственного строя, государственных органов, территориальной целостности государства, а также его суверенитета. Данное определение государственной безопасности можно было бы назвать определением в узком смысле. В широком смысле государственная безопасность – это защищенность основ существования страны [20; 88].

На наш взгляд, для уяснения содержания понятия «государственная безопасность», его следует различать с понятием «безопасность государства». Безопасность государства видится в одном ряду с такими понятиями, как «безопасность личности», «безопасность общества». Если отождествлять понятие государственной безопасности и безопасности государства, то в систему обеспечения государственной безопасности следовало бы включать всю экономическую, социально-политическую и духовно-идеологическую систему общества в той мере, в какой она направлена на развитие государства и, таким образом, на обеспечение его безопасности [17; 208]. Следует подчеркнуть, что в настоящее время по-прежнему широко распространенным является мнение о том, что национальная безопасность идентична безопасности государства [12; 33]. Однако между этими понятиями нельзя ставить знак равенства, так как «безопасность государства» является составной частью более широкого понятия «национальная безопасность», под которой понимается безопасность ее народа [10; 105].
Остановимся на законодательном закреплении понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность».

В Конституции РФ используются такие понятия, как «безопасность государства» (ст. 13, 55) и «государственная безопасность» (ст. 114) [1].

Что касается конституционного регулирования государственной безопасности, то соответствующие положения Конституции РФ могут быть разделены на несколько групп:

1)    основы конституционного строя, выступающие нормативно- правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации;
2)    статьи, посвященные отдельным видам безопасности (отдельным со ставляющим безопасности государства);
3)    положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности ограничения прав и свобод человека и гражданина;
4)    положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности деятельности общественного объединения.

В числе основ конституционного строя, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации, следует назвать, прежде всего, принцип суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации [15; 21-22].

Однако следует заметить, что в конституциях стран СНГ, принятых в наиболее позднее время, в качестве базового употребляется понятие «национальная безопасность», а государственная, экологическая, информационная, общественная и иные рассматриваются как виды национальной безопасности [21; 58].

Понятие «национальная безопасность» законодательно закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В данном документе она определена как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [3]. Следует отметить, что законодатель использовал за основу определение безопасности, закрепленное в Законе РФ «О безопасности» (состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз) [2].

Следует подчеркнуть, что анализ положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года свидетельствует о важности и приоритетности сферы государственной и общественной безопасности в обеспечении национальной безопасности [20; 86].

Согласимся с мнением В.Г. Вишнякова: «для законодательства понятие «национальный» слишком туманно и малопродуктивно. Оно пригодно больше для политических дискуссий с их общими и эмоциональными рассуждениями о «нациях», «национальностях», «национальных интересах» и др. Понятие же «государственный» лежит в иной, конкретно-юридической плоскости, выступая предметной, глубоко изученной и реально действующей организационно-правовой материей, пригодной для классификации сфер деятельности государства в области безопасности, разграничения полномочий, определения ответственности должностных лиц и др.» [8; 29]
Перейдем непосредственно к рассмотрению вопроса о соотношении понятий государственной и национальной безопасности.

Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английского термина «national security», который, в принципе, может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов [5; 318]. Однако эти понятия нельзя подменять. Их различие, на наш взгляд, определяется, прежде всего, различиями нации и государства. Так, определенные государства могут возникать до появления сформировавшихся наций; определенные нации насчитывают столетия существования вне рамок собственного государственного образования; нация нередко разделяется между несколькими государствами и т. п. [7; 2-3] Однако следует оговориться, что западная политология не ставит термин «национальная» в зависимости от количества проживающих в той или иной стране национальных образований и отождествляет национальную безопасность с безопасностью личности, общества и государства. В таком толковании национальная безопасность понимается как безопасность страны, связанная с реализацией коренных интересов народа, проживающего в ней [26; 212].

На наш взгляд, понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность», так как нация создает государство для повышения своей жизнестойкости. Следовательно, она всегда выше государства и вправе изменять его конституционный строй, если он не соответствует обозначенной цели [16; 56]. Той же позиции придерживается Д.Г. Балуев, который отмечает: «в нынешних условиях подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе – является частным, видовым» [5; 318]. Воз-жеников А. В. также считает, что понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность» [9; 3]. Но если растворить понятие «государственная безопасность» в национальной безопасности, размывается сфера деятельности спецслужб государства. При этом теряется или отходит на второй план основная направленность их деятельности. Вот почему так важно четко определить содержание понятия «государственная безопасность» и ее место в структуре национальной безопасности» [17; 208].

Как было сказано выше, «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность». Но следует оговориться, что ведущее место в системе национальной безопасности занимает именно государственная безопасность, в которой исходя из природы и свойств государства органически интегрируются безопасность личности и общественная безопасность, а государственно-правовые начала пронизывают всю триединую систему национальной безопасности [19; 312]. Таким образом, «государственная безопасность» является высшим срезом «национальной безопасности», поэтому ее нельзя соотносить с другими видами безопасности как рядополо-женную [20; 88].

В заключение можно сделать следующие выводы:

1.    Нельзя ставить знак равенства между понятиями «государственная безопасность» и «национальная безопасность».
2.    Понятие «государственная безопасность» является более узким и входит в понятие «национальная безопасность».
3.    Государственная безопасность занимает ведущее место в системе национальной безопасности, и ее недопустимо ставить в один ряд с иными видами безопасности.

Литература

1.    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
2.    Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 (ред. от 26.06.2008) «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая. № 103.
3.    Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009. 19 мая № 4912.
4.    Александров М. В. О Концепции национальной безопасности нашей страны // Международная безопасность. Национальные и глобальные аспекты. Дайджест 1. М., 1990. С. 28-29 / Цит. по: Гончаров И.В. (10).
5.    Балуев Д.Г. Личностная и государственная безопасность: современное международно-политическое измерение. Дисс. … д-ра политич. наук. Н.Новгород, 2004.
6.    Безопасность России: правовые, социально-экономические и национально-технические аспекты. Словарь терминов и определений [К.В. Фролов и др.]. М., 1999. – 361 с.
7.    Бойко Ю.П. Историко-теоретические аспекты взаимосвязей нации и государства // История государства и права. 2010. № 2.
8.    Вишняков В.Г. О методологических основах правового регулирования проблем безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 9.
9.    Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002. – 424 с.
10.    Гончаров И.В. К вопросу о понятии конституционной безопасности федеративного государства // Государство и право. 2003. № 12.
11.    Герасимов А.В. Органы государственной безопасности в механизме правового государства. Дисс. … канд. юридич. наук. Краснодар, 2004.
12.    Глебов И.Н. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Дисс. … д-ра юридич. наук. М., 1999.
13.    Карнаухов С.С. Формирование юридической теории безопасности государственности в контексте новых вызовов и угроз // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2008. № 1.
14.    Михайлов А.Е. О понятии «государственная безопасность» и ее принципах // Актуальные проблемы государственной безопасности Российской Федерации: сб. тр. научн. конф. / Рост. гос. ун-т. путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008.
15.    Мурадян Э.Р. Концепция безопасности личности, общества и государства // Вестник Челябинского государственного университета. Право. Вып. 19. 2009. № 15.
16.    Новоселов С.В. Национальная безопасность: научный аспект // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 1.
17.    Опалев А.В. О некоторых базовых критериях Закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. – М., 2006. – 592 с.
18.    Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. № 7.
19.    Пылин А.В. Правовые основы компетенции Федеральной службы безопасности России в обеспечении государственной безопасности Российской Федерации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: общественные и гуманитарные науки – СПб, 2009. № 12.
20.    Редкоус В.М. Некоторые вопросы совершенствования Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2009. № 8.
21.    Редкоус В.М. Основные направления использования термина «безопасность» в конституциях государств – участников СНГ // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2009. № 1.
22.    Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 26 изд., испр. и доп. – М., 2010. – 1360 с.
23.    Харичкин И.К. Национальная безопасность: природа, содержание // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий /Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. – М., 2006. – 592 с.
24.    Хлобустов О.М. Госбезопасность России от Александра I до Путина. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М., 2007.
25.    Ходаковский Е.А. Россия в глобальном противостоянии Запада и Востока. СПб, 2007. С. 33-35 / Цит. по: Моздаков А.Ю. Социальная безопасность и безопасность личности // Государство и право. 2008. № 6.
26.    Чеканов В.Е. Некоторые проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современных условиях // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический комментарий /Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. – М., 2006. – 592 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >