Имущество кондоминиума |
Общее имущество кондоминиумаАвтор: В.А.ПрокопикПраво гражданина на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, юридически закрепленных Конституцией Республики Беларусь. Принятие нового Жилищного кодекса Республики Беларусь и целого ряда других нормативно-правовых документов способствует дальнейшему усилению правовых гарантий граждан в жилищных отношениях. На сегодняшний день в Беларуси сформировался вторичный рынок жилых помещений, который позволяет гражданам решать свои жилищные проблемы самостоятельно, с помощью или без помощи государства. Рыночные реформы, последовательно осуществляющиеся в Республике Беларусь, затронули в первую очередь отношения собственности, в том числе – в жилищной сфере. Осуществляемая в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» [1] передача в собственность граждан квартир, находившихся в государственном жилищном фонде и в собственности общественных организаций, привела к тому, что сформировались новые отношения общей собственности. В собственности граждан оказались отдельные квартиры многоквартирных многоэтажных домов, а части всего дома – межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры и другие места общего пользования, несущие, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и другое оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых помещений, – стало общим имуществом собственников жилых помещений. Обладание правом собственности на жилье, несомненно, является благом. Однако данное право порождает и соответствующую обязанность – нести затраты на содержание имущества. Встал серьезный вопрос об эксплуатации и сохранности в надлежащем состоянии всего жилого дома. Возложение на организации жилищно-коммунального хозяйства функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда за счет средств государства и административно-территориальных единиц привело к фактическому отходу от выполнения в полном объеме необходимых работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Выход нашли в постепенном переходе к наложению расходов по эксплуатации жилищного фонда на собственников квартир и других пользователей жилых помещений. Так появилась проблема совместного домовладения и товарищества собственников жилья. Многие приватизированные квартиры находятся в домах, которые давно нуждаются в капитальном ремонте. Как правило, эксплуатация жилищного фонда по-прежнему осуществляется жилищ-но-эксплуатационными организациями на основе договоров по техническому обслуживанию, заключаемых собственниками приватизированных квартир с этими организациями. Теперь капитальный ремонт квартир осуществляют сами собственники квартир, а жи-лищно-эксплуатационные организации могут осуществлять ремонт общего имущества здания за счет всех пользователей данным имуществом. По этой причине возникла проблема с многоквартирными домами, перешедшими полностью или в части в собственность бывших нанимателей, и правового урегулирования отношений между сособственниками общего имущества, органами местного управления и самоуправления и обслуживающими организациями. Выход был найден с принятием ряда нормативных актов, регулирующих отношения совместного домовладения. Закон Республики Беларусь от 8 января 1998 года «О совместном домовладении» направлен на урегулирование отношений между собственниками в совместном домовладении ( кондоминиуме)[2]. Как известно, при исследовании проблем правового регулирования любых общественных отношений необходимо опираться на знание особенностей данных общественных отношений, ибо качественные особенности предмета регулирования предопределяют характер самого метода их правового регулирования, а также механизм, т.е. взаимодействие средств этого метода. Именно поэтому, анализируя с точки зрения цивилистической науки правовой режим общего имущества, необходимо учитывать ряд особенностей, обусловленных существом самого образования, именуемого «кондоминиум». Объявление: Имущественный комплекс любого совместного домовладения подразделяется на две категории: – помещения, принадлежащие на праве собственности каждому из участников совместного домовладения; В категорию «помещения, принадлежащие на праве собственности каждому из участников совместного домовладения» входят жилые и нежилые помещения, находящиеся в государственной и (или) частной собственности. Категория «общее имущество совместного домовладения» включает в себя: обслуживающие более одного собственника части недвижимого имущества – межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, несущие, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри жилых и нежилых помещений, элементы инженерной инфраструктуры, озеленения и благоустройства, а также отдельно стоящие объекты, служащие целевому использованию здания и право землепользования (ст. 1 Закона «О совместном домовладении»). По мнению некоторых авторов, на лестничную клетку не распространяется режим общей собственности в случае, если она предназначена для одной квартиры кондоминиума. Такая ситуация возможна в небольшом здании, в котором данной лестничной клеткой пользуются жильцы одной квартиры, и при условии, что она не ведет к иным объектам кондоминиума [3]. C данной точкой зрения можно согласиться. Иными словами, принадлежность частей недвижимого имущества совместного домовладения к категории « общее имущество совместного домовладения» определяется, исходя из признака – предназначение обслуживать более одного помещения, находящегося в раздельной собственности нескольких лиц [4]. О.В.Сивограков и В.Ф.Фадеев предлагают иной критерий определения общего имущества совместного домовладения: отсутствие документально подтвержденного права собственности отдельного (отдельных) собственника на данное имущество [5, с. 5]. Однако стоит отметить, что на практике, используя даже эти критерии, бывает затруднительным вычленение общего имущества в совместном домовладении. Такая ситуация возникает в случае определения правового статуса стен, потолков и полов помещений. Если следовать нормам Закона «О совместном домовладении», то они должны входить в состав общего имущества, а обязанность по их содержанию возлагается на всех участников совместного домовладения. Однако является неразумным распределение расходов собственника помещения на косметический ремонт помещения между всеми собственниками помещений в совместном домовладении. Поэтому в этом случае нормы Закона «О совместном домовладении» не стоит понимать буквально. И.А.Дроздов предлагает решать подобные проблемы в зависимости от конкретной ситуации, основываясь на требованиях добросовестности, разумности и справедливости. Например, если в квартире производится косметический, текущий ремонт, то стены, потолок и пол следует рассматривать в качестве составных частей помещения, а бремя ремонта должно ложиться исключительно на собственника этого помещения, поскольку незначительные ухудшения конструктивных элементов квартиры не затрагивают интересов других домовладельцев. В случае же, когда для обеспечения прав и законных интересов двух и более домовладельцев необходим капитальный ремонт пола, потолка и пр., нужно исходить из того, что подлежащие ремонту конструктивные элементы квартиры входят в состав общего имущества кондоминиума, а бремя ремонта следует распределять между всеми домовладельцами [4]. Иными словами, он предлагает провести границу внутри той или иной конструкции в кондоминиуме. Стоит отметить, что данное решение не является новым в регулировании отношений совместного домовладения. Такая практика давно существует в Германии. Для сравнения можно привести пример из законодательства США. Так, в соответствии с § 81.002 Кодекса о собственности Штата Техас США, к общему имуществу кондоминиума относятся также и служебные квартиры для проживания швейцаров и иного обслуживающего персонала кондоминиума [6]. Кроме этого, п. 7 § 81.002 из общего имущества кондоминиума выделяет так называемые ограниченно общие элементы («Limited common elements»). К их числу относятся коридоры, лестницы и иное имущество, которое предназначено обслуживать отдельные помещения. Стоит отметить, что это имущество имеет режим «ограниченно общего» только после того, как собственники помещений кондоминиума заключат об этом письменное соглашение между собой. Смысл этого режима имущества состоит в том, что нести расходы по его содержанию будут только те собственники, которые им непосредственно пользуются. Применение режима « ограниченно общего имущества» является полезным для функционирования белорусских совместных домовладений. Например, нет необходимости, чтобы участники совместного домовладения, живущие в разных подъездах здания, несли расходы по содержанию всего общего имущества. Более рациональным является схема распределения расходов, когда участники данных отношений несут расходы непосредственно за то общее имущество, которым они пользуются (например, общее имущество, предназначенное для обслуживания конкретного подъезда – входные двери, лестничные пролеты и т. д.). Однако данный режим не будет касаться общего имущества совместного домовладения, которое необходимо для функционирования всего здания (имеются в виду несущие стены, крыша и т. д.). Общее имущество совместного домовладения переводится в режим «ограниченно общего» только после того, как участники совместного домовладения составят об этом письменное соглашение. Наличие общего имущества совместного домовладения обеспечивает нормальную эксплуатацию объекта недвижимости, и поэтому оно имеет сугубо подсобное значение. – земельный участок; В соответствии со ст. 9 Закона «О совместном домовладении» общее имущество не подлежит отчуждению либо передаче в пользование одному или нескольким собственникам, если его отчуждение либо передача делают невозможной для других собственников реализацию их прав собственности. Трудно себе представить, чтобы был передан в индивидуальную собственность лифт. Во всех иных случаях законодатель позволяет совершать данные действия (например, передать в собственность либо в пользование одному собственнику подвальное или чердачное помещение при наличии согласия остальных собственников). На общее имущество кондоминиума распространяется режим общей долевой собственности всех участников кондоминиума. Однако их доли пространственно не выделены и выражаются в форме части единицы (или в процентах), принадлежащей каждому участнику. Данная особенность вытекает из ст. 8 Закона «О совместном домовладении», которая гласит, что доля каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле площади принадлежащего ему помещения в общей площади жилых и нежилых помещений всех собственников недвижимого имущества совместного домовладения. В тех случаях, когда помещения пристраиваются к объекту кондоминиума или отделяются от него, размеры долей в общем имуществе пересчитываются. Необходимо отметить, что право долевой собственности на общее имущество в кондоминиуме существенно отличается от классического права общей собственности, регулируемого нормами ГК Республики Беларусь. Так, в отличие от прав участника общей долевой собственности, предусмотренных ст. 255, 257 ГК Республики Беларусь, участник кондоминиума не имеет права ни самостоятельно распоряжаться своей долей в кондоминиуме, ни требовать ее выдела из общего имущества. На долю в общем имуществе нельзя также обратить и взыскание по решению суда. Главное назначение доли в общем имуществе – это определение размера участия каждого собственника в расходах по содержанию имущества кондоминиума. Иными словами, это своего рода «мерило» участия каждого собственника в выгодах и невыгодах, связанных с совместной собственностью. Данное положение устанавливается ст. 11 вышеупомянутого закона, которая гласит, что собственники недвижимого имущества совместного домовладения несут расходы по содержанию и ремонту общего имущества пропорционально их доле в праве общей собственности на это имущество. Исходя из вышеперечисленных особенностей доли, И.А.Дроздов определяет ее как «обслуживающую» долевую собственность [7]. Однако И.А.Дроздов, говоря об обслуживающей доле, разделяет отношения общей собственности в жилом доме и кондоминиуме. Он объясняет это тем, что понятия «кондоминиум» и «многоквартирный дом» не идентичны, поскольку в состав кондоминиума, помимо зданий и сооружений, всегда включается расположенный под ним земельный участок. Разделять отношения общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и кондоминиуме нельзя. Несомненно, понятие «кондоминиум» шире, чем «многоквартирный дом», но в то же время любой многоквартирный дом, в котором имеются два самостоятельных собственника на помещения, является кондоминиумом. Необходимо добавить: Дроздов И.А. признает, что правовой режим общего имущества в кондоминиуме и в многоквартирном доме идентичен. Необходимо отметить, что участников кондоминиума законодатель наделил правом устанавливать и иной порядок распределения расходов по содержанию общего имущества. В законе содержится исчерпывающий перечень таких случаев, позволяющий отступить от принципа пропорциональности: – в случаях особого или исключительного пользования, управления и распоряжения общим имуществом отдельными собственниками; Однако в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 года №1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» [8] указывалось, что плата нанимателей за пользование жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда, а также собственников жилых помещений и членов организаций граждан-застройщиков за техническое обслуживание жилого дома осуществляется исходя из общей площади занимаемого ими помещения. По установленным ставкам производится плата за пользование (техническое обслуживание) жилым помещением в пределах 20 кв. м общей площади на каждого члена семьи нанимателя, собственника, члена организации граждан-застройщиков, в том числе сохраняющего право пользования жилым помещением, и 10 кв. м общей площади на всю семью. Плата за пользование (техническое обслуживание) остальной площадью взимается по нормативной себестоимости эксплуатации жилищного фонда, утверждаемой облисполкомами, Минским горисполкомом (пункты 1.1, 1.2). Иными словами, в этом постановлении Правительства было установлено правило расчета размера нормативной платы за пользование жилым помещением в зависимости от площади жилого помещения и количества проживающих в нем жильцов. Проанализировав вышеизложенное, необходимо отметить, что в данном подзаконном нормативном акте существую противоречия с нормами действующего жилищного законодательства. Во-первых, не учтены требования не только ст. 51 Жилищного кодекса Республики Беларусь, устанавливающие принцип соразмерности участия собственников жилых помещений и нанимателей в несении затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений, конструктивных элементов, и т. д. (т. е. общего имущества. – В.П.), но и ст. 11 Закона «О совместном домовладении», которая предусматривает пропорциональность оплаты собственниками расходов по содержанию и ремонту общего имущества. Во-вторых, в постановлении также не был урегулирован вопрос об оплате дополнительной жилой площади, которой пользуются граждане в соответствии с законодательством, что на практике привело в ряде случаев ко взиманию платы за нее в повышенном размере как за излишнюю площадь. В-третьих, при установлении нормативов платы за пользование жилыми помещениями и за техническое обслуживание жилых помещений собственниками не был учтен принцип социальной справедливости (ст. 7 Конституции Республики Беларусь)[9], особенно в отношении социально не защищенных категорий граждан (например, пенсионеров), которые в силу объективных обстоятельств оказались пользователями или собственниками жилых помещений, превышающих по своим размерам установленные нормативы. Существующие противоречия между нормативными актами, регулирующими порядок оплаты за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание, вызвали трудности в применении вышеуказанного постановления, а также критическое отношение со стороны граждан. Поэтому Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 5 сентября 2000 г. №Р– 101/ 2000 «О плате за пользование жилыми помещениями и техническое обслуживание жилищного фонда» указал на противоречивость ряда положений постановления с действующим жилищным законодательством и разъяснил прядок его применения. Поэтому в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2001 г. № 128 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332» [10] предложения Конституционного Суда были учтены. Во-первых, пункт 1.2 постановления устанавливает, что наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций граждан-застройщиков обязаны ежемесячно участвовать в финансировании в многоквартирных жилых домах соразмерно занимаемой ими общей площади жилых помещений доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий (далее – плата за техническое обслуживание). Во-вторых, пункт 1.3 устанавливает, что неработающие пенсионеры (при достижении женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет), инвалиды 1-й и 2-й групп, проживающие отдельно от трудоспособных членов семьи, производят плату за техническое обслуживание по ставкам, устанавливаемым Министерством экономики Республики Беларусь, независимо от размера занимаемых ими помещений. В-третьих, от платы за пользование лифтом освобождены граждане, которые по состоянию здоровья не могут им пользоваться, в порядке, определяемом Министерством социальной защиты Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь (пункт 1.9). Владение, пользование и распоряжение указанным общим имуществом, согласно ст. 9 Закона «О совместном домовладении», осуществляется по соглашению собственников в пределах, установленных законодательством Республики Беларусь о совместном домовладении. Следовательно, все субъекты отношений по совместному домовладению, независимо от размера принадлежащей им доли в общем имуществе, имеют равное право пользоваться таким имуществом. Право пользования общим имуществом совместного домовладения принадлежит всем участникам в силу того обстоятельства, что все они являются собственниками отдельных помещений. Это право является безоговорочным и не требует никаких подтверждений. Решения, принимаемые субъектами отношений по совместному домовладению, могут влиять только на порядок осуществления права, но не на его существование. Такое право пользования является бессрочным, как и право собственности на помещение. Наоборот, лица, не имеющие права собственности хотя бы на одно помещение совместного домовладения, не могут иметь непосредственного права пользования предметами общей собственности. Они вправе приобретать право пользования, но только по решению или разрешению участников совместного домовладения либо органов управления совместным домовладением. В порядке осуществления права общей собственности участники совместного домовладения или орган, управляющий имущественным комплексом совместного домовладения, с согласия членов совместного домовладения, могут передать отдельным участникам часть общего имущества ограниченного пользования. Это может быть часть подвального или чердачного помещения. Условия пользования данным имуществом определяются решением о передаче. Данное право ограниченного пользования непередаваемо и не отчуждаемо. Поскольку собственники помещений в совместном домовладении совместно владеют и пользуются имуществом, предназначенным для обслуживания и пользования помещениями, то это обстоятельство предполагает наличие совместного управления делами в совместном домовладении, то есть принятия домовладельцами согласованных решений по поводу совместной эксплуатации общей собственности. Это, например, принятие решения о необходимости провести капитальный ремонт здания; выбор организации, которой следует поручить выполнение ремонта; решение вопроса о необходимости найма дворника, сантехника и т. д. В настоящее время дискуссионным является вопрос отграничения общего имущества совместного домовладения от всего имущественного комплекса совместного домовладения, с точки зрения гражданско-правовой классификации вещей. М.Г. Пискунова утверждает, что кондоминиум нельзя рассматривать как сложную вещь. Сложная вещь представляет собой один объект прав и предмет сделки (если иное не установлено договором). Объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума как единого комплекса недвижимого имущества, не предполагают безусловного использования их по общему назначению. Поэтому режим сложной вещи к кондоминиуму не применим [11]. В.П.Крашенинников и Н.В.Маслов высказывают мнение, согласно которому общее имущество кондоминиума трактуется как принадлежность к главной вещи [12, с. 7]. Такую же трактовку общему имуществу кондоминиума дает российское законодательство. Со сторонниками данной концепции нельзя согласиться по ряду причин. Во-первых, под составной частью главной вещи в гражданском праве понимается деталь, которая в общей схеме изделия конструктивно связана с другими деталями. При этом не имеет значения, выполняет ли данная составная часть основную или вспомогательную функцию, присущую изделию в целом. Принадлежность же не становится составной частью главной вещи потому, что связана с ней не конструктивно, а общим хозяйственным назначением [13, с. 146]. Вышеизложенные признаки полностью приемлемы к категории « общее имущество совместного домовладения», поскольку эффективная эксплуатация любого совместного домовладения возможна лишь при условии конструктивного (физического) единства частей имущества общего пользования и остального недвижимого имущества. Во-вторых, главная вещь, даже при отсутствии принадлежности, считается уже завершенной и, следовательно, может выступать в качестве самостоятельного объекта гражданского права [14]. Существование же кондоминиума как самостоятельного объекта недвижимости без частей общего имущества невозможно, поскольку данное имущество формирует его техническую завершенность. Польский профессор Е.Гневек рассматривает общее имущество по отношению ко всему кондоминиуму как составную (комплектующую) часть вещи [15]. Проведенный анализ признаков общего имущества дают основание сделать вывод, что данное имущество совместного домовладения необходимо трактовать как составную (комплектующую) часть главной вещи. Индивидуальная собственность кондоминиума и общее имущество связаны между собой не только физической, но и юридической общностью. Нельзя оформить договор купли-продажи помещения, принадлежащего участнику кондоминиума, не продавая и не покупая при этом полную долю такого участника в общей собственности. Нельзя и переуступить кому-либо право на часть доли или на полную долю в общей собственности кондоминиума, не переуступая при этом право на помещение, находящееся в индивидуальной собственности данного участника кондоминиума. Исходя из того, что доля в праве собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на жилые и (или) нежилые помещения и переходит исключительно вместе с ним (ст. 8 Закона «О совместном домовладении»), можно провести аналогию между правом на индивидуальную собственность как главной вещью и правом на долю в общем имуществе кондоминиума как принадлежностью к этому праву [16, с. 21–23]; из чего следует, что субъектный состав общей собственности формируется автоматически, поскольку у будущих субъектов этого права в первую очередь возникает намерение приобрести помещение, а не долю в праве на общее имущество кондоминиума. Анализируя вышеизложенные особенности правоотношений, возникающих между участниками кондоминиума по поводу общего имущества, можно выделить характерные особенности его правового режима: – распространяется режим общей долевой собственности; Список литературы 1. О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь, 16 апр. 1992 г. // Ведомости Верхов. Совета Республики Беларусь. – 1992. – №15. – Ст. 247. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|