
Имущественное и правовое положение фонда |
Фонд: имущественное и правовое положениеАвтор: Н.Е.БодякВ настоящее время в Республике Беларусь широкое распространение получила деятельность некоммерческих организаций, общая цель которых заключается в создании общественных благ. Примерный перечень целей, ради которых создаются некоммерческие организации, дается в п. 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь. Там же приведен примерный перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды. Среди перечисленных организационно-правовых форм некоммерческих организаций особый интерес представляют фонды: по причине недостаточной урегулированности вопросов их правового и имущественного положения в законодательстве Республики Беларусь. Главная задача данной статьи состоит в том, чтобы на основе анализа действующих норм законодательства и общих теоретических положений рассмотреть некоторые проблемы, связанные с образованием и деятельностью фондов в качестве субъектов гражданских прав, охарактеризовать их имущественное положение и внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства в данной области. Прежде чем обратиться к анализу понятия «фонд», используемого в действующем законодательстве, попытаемся установить лексическое значение данного слова. Французское слово «fond» происходит от латинского «fundus» – «основание» и толкуется в словарях в следующих значениях: 1) денежные средства, ассигнуемые для определенной цели; 2) ресурсы (запасы) чего-нибудь; 3) процентные ценные бумаги; 4) общественная организация, которая ведает (принимает и распоряжается) средствами, поступающими к ней для каких-либо социально-значимых целей [1]. Исходя из этого, фонды можно определить как некую организационную структуру, сосредоточившую имущество, предназначенное для использования в определенных целях. Именно на это указывал автор теории «целевого имущества» А.Бринц, подчеркивая, что имущество может принадлежать не только кому-нибудь, но и чему-нибудь, какой-то определенной цели, на достижение которой физическое лицо обращает свое имущество [2, с. 79–81]. В белорусском законодательстве под понятием «фонд» понимаются такие структуры, как: 1) общественные объединения; 2) государственные учреждения; 3) специально созданные структуры для аккумулирования денежных средств, направляемых на определенные цели [3, с. 217]. Таким образом, само понятие «фонд» – далеко не новое, в том числе и для отечественного законодательства. Однако с принятием ГК Республики Беларусь 1998 г. оно расширило свое значение, сегодня используется также и для обозначения особого вида некоммерческой организации, что соответственно может вызывать некоторую неопределенность в его применении, поскольку отнесение того или иного фонда к определенной законом правовой форме еще более осложнилось. Деятельность фондов, также как и деятельность иных некоммерческих организаций, регулируется нормативными актами различного уровня: 1) правовыми актами государства; 2) актами, принятыми органами управления самого фонда. Определяющее значение для регулирования гражданско-правовых отношений фондов имеют нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь, в том числе статьи 118, 119, посвященные фондам как одному из видов юридических лиц. Важным звеном государственного регулирования деятельности фондов явился Ук а з Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» [4], который устранил некоторые пробелы в правовом регулировании деятельности фондов. Определение фонда как некоммерческой организации приводится в Гражданском кодексе Республики Беларусь, а также в Положении о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденном Ук а з о м Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов». Определения понятия «фонд», приведенные в этих нормативных актах, несколько различаются, однако это различие не является принципиальным. Так, фондом в соответствии с ГК Республики Беларусь признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно-полезные цели (п. 1 ст. 118 ГК). В соответствии с п. 2 Положения под фондом понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами (гражданином) и (или) юридическими лицами (юридическим лицом) на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, научные или иные общественно полезные цели, указанные в уставе фонда. Фонд не вправе преследовать цели, связанные с выявлением и выражением политической воли граждан. Запрещается создание и деятельность фондов, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. В определении, приведенном в указанном Положении, добавлен ряд целей, для осуществления которых создается фонд. Это те же цели, ради которых может создаваться и любая другая некоммерческая организация. Подобно п. 3 ст. 46 ГК, перечень целей, определенных п. 2 Положения, остается открытым. Существенным нововведением является установление круга целей, для достижения которых фонд создаваться не вправе. Подобное ограничение (относительно общественных объединений) содержится в ч. 3 ст. 5 Конституции Республики Беларусь, поэтому закрепление данного положения касательно деятельности фондов будет только способствовать неукоснительному соблюдению норм Конституции. В качестве признаков фонда как некоммерческой организации следует назвать общественно-полезную цель создания и деятельности, а также наличие имущественной базы, созданной за счет добровольных имущественных взносов. Фонд, как одна из форм существования некоммерческих организаций, отличается от прочих тем, что является не объединением граждан и (или) юридических лиц, а объединением имущества граждан и (или) юридических лиц для достижения общественно полезных целей, поскольку фонд не имеет фиксированного членства. Именно это и является самым существенным отличием фонда от любой другой некоммерческой организации. Так же следует обратить внимание на то, что основными целями деятельности любого фонда являются накопление имущества и его использование на благотворительные, социальные, образовательные, культурные и прочие нужды. Однако не следует смешивать понятие организационно-правовой формы некоммерческой организации с понятием формы объединения денежных ресурсов с определенными целями (например, фонд заработной платы, резервный фонд). Реализация поставленных при создании фонда целей требует разработки определенных программ и проектов. Фонд может самостоятельно разрабатывать и реализовывать такие проекты, но может и передавать имущество другим организациям для осуществления подобных проектов. В ГК Республики Беларусь не проводится классификация фондов, и не выделяются особенности того или иного вида фонда. С одной стороны, это предоставляет широкие возможности для рационального использования фонда как организационно-правовой формы юридического лица, с другой – создает благоприятные возможности для появления различных организаций, называющих себя фондами, но по существу таковыми не являющихся. Более того, до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов», многие организации, являющиеся по существу фондами, регистрировались в форме общественного объединения, как, например, общественное объединение «Белорусский благотворительный фонд «Дапамога» или общественное объединение «Белорусский фонд культуры». Часто правовая природа этих организаций совпадает с формой учреждения: например, Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь [5], Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [6]. В качестве основных целей создания и деятельности любого фонда чаще всего называются благотворительность и финансирование целевых проектов и программ. Очевидно по этой причине Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 118), как и ГК Российской Федерации (ст. 50, ст. 118), предлагает классификацию фондов по роду деятельности: благотворительные и иные фонды, однако не конкретизирует этот вариант. Таким образом, можно предположить, что фонды могут быть социальные, благотворительные, культурные, научные, образовательные, содействующие развитию физкультуры и спорта, или иные, в зависимости от основного вида деятельности. Однако в уставе организации указываются, как правило, не только те конкретные цели и задачи, которые планируется выполнять сразу после создания организации, но и возможные и предполагаемые цели и задачи деятельности. Подобное указание целей представляется верным, поскольку цели и задачи деятельности, зафиксированные в учредительных документах, понимаются не как обязательство, а как возможность работать в выбранных сферах и выполнять те или иные виды деятельности. Если же в уставе указать конкретные цели и задачи, то с расширением возможностей фонда придется вносить изменения и дополнения в учредительные документы и повторять процедуру государственной регистрации, требующую немалых временных и материальных затрат. Чтобы не нарушать выстроенную систему классификации фондов в зависимости от целей деятельности, думается, было бы целесообразно в учредительных документах указать одну цель – как основной вид деятельности (по ней и будет определяться вид фонда) – и ряд задач, которые бы охватывали максимально широкий круг возможностей, соответствовали бы основной цели и были наиболее приближены к соответствующим формулировкам законодательных актов. В отличие от российского законодательства белорусское не содержит определения понятий «благотворительная организация», «благотворительный фонд» и «благотворительная деятельность». Под благотворительной помощью, как правило, понимается бескорыстная передача имущества или денежных средств нуждающимся в такой помощи лицам. В ст. 553 ГК Республики Беларусь приводится понятие «пожертвование», которое по определению наиболее близко к понятию «благотворительность». Под пожертвованием ГК понимает дарение вещи или права в общеполезных целях. Дарение, по смыслу ст. 543 ГК Республики Беларусь, это безвозмездная передача одним лицом вещи или имущественного права в собственность другому лицу. Однако приведенные понятия никак не характеризуют «благотворительную деятельность». Поскольку деятельность может выражаться не только в передаче вещи или права, но и в выполнении работ и оказании услуг. Более того, благотворительная деятельность может быть как безвозмездной, так и на льготных условиях. Помимо ГК, оказание безвозмездной помощи регулируется Ук а з о м Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» [7], в котором, кроме толкования термина «безвозмездная (спонсорская) помощь», указываются и цели, в которых может осуществляться безвозмездная помощь. Однако для признания фонда благотворительным в законодательстве необходимо закрепить ряд признаков, по которым оказание безвозмездной или на льготных условиях помощи будет признаваться благотворительной деятельностью, а организация, в том числе и фонд, занимающаяся такой деятельностью в качестве основной уставной цели, – благотворительной. Так, международным фондом является фонд, который образован в Республике Беларусь и имеет представительства и (или) филиалы на территории одного или нескольких иностранных государств. Республиканским фондом является фонд, который имеет представительства и (или) филиалы не менее чем в четырех областях Республики Беларусь и городе Минске. Каким должен признаваться фонд, не имеющий представительства или филиала в г. Минске, но имеющий их во всех шести областях Республики Беларусь? В соответствии с приведенной классификацией – местным, но ведь его деятельность будет распространяться на всю территорию республики. Думается, что определение республиканского фонда должно быть более конкретным. Следует учитывать, что нормы Положения не распространяются на фонды, созданные или создаваемые по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также деятельность таких фондов, если в актах законодательства об их создании не установлено иное. Это указывает на то, что фонды, создаваемые государством, получают некий особый статус, можно предположить, что их статус будет приравнен либо к статусу государственных органов, либо к статусу государственного учреждения. Таким образом, Ука з Президента от 1.07.2005 г. № 302 косвенно проводит классификацию фондов на государственные и частные. Причем к частным должны быть отнесены любые фонды, за исключением фондов, созданных или создаваемых по решению Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. Помимо указанных вариантов классификации, целесообразно было бы выделить и общественные фонды. Законодательство советского периода, как и действующее законодательство некоторых стран – участниц СНГ, содержало понятие «общественный фонд». Именно к этой категории относились такие организации, как « Советский фонд мира», «Белорусский детский фонд» и ряд других. Законодательные акты многих стран – участниц СНГ сохранили такую форму юридического лица. Так, например, Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» [8] в ст. 7 предусматривает, что организационно-правовыми формами общественных объединений являются: общественная организация, общественное движение, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия и общественный фонд. При этом общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели (ст. 10 Закона РФ). В ст. 107 ГК Республики Казахстан [9] фонд в целом рассматривается как общественный фонд, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Законодательство Республики Беларусь на данный момент не содержит понятия «общественный фонд», как разновидность общественного объединения, поэтому можно предположить, что некоммерческая организация, не имеющая членства (т.е. не объединение граждан, а объединение имущества граждан и (или) юридических лиц), подпадает под действие ст. 118 ГК Республики Беларусь. Ст. 118 ГК Республики Беларусь содержит понятие «иные фонды», но смысл этого понятия не конкретизирован, что вызывает соответствующие затруднения в правоприменительной практике. Как же соотносятся понятия «общественное объединение», «общественный фонд» и «фонд» в законодательстве Республики Беларусь? Если предположить, что под « иным фондом» понимаются также общественные фонды, являющиеся разновидностью общественных объединений, то выявляется ряд противоречий. Следовательно, общественное объединение – это объединение граждан. Значит, юридические лица не могут быть ни учредителями, ни членами общественного объединения. Фонд же – это организация, не имеющая членства, которая представляет собой объединение имущества граждан и (или) юридических лиц, т.е. юридическое лицо может быть учредителем фонда. Эта особенность, прежде всего, отличает общественные фонды от общественных организаций. Однако общественные фонды могут объединять не членов, а участников – физических и/или юридических лиц, выразивших поддержку целям данного фонда или конкретным акциям, принимающих участие в его деятельности и оказывающих спонсорскую помощь, но, как правило, без оформления условий своего участия. В учредительных документах фонда может быть указание на правовое положение участников, порядок принятия лиц в число участников и ведения учета. Выражение участником поддержки целей общественного фонда или его конкретных акций может означать как материальное участие в формировании имущества фонда, так и принятие участия в деятельности фонда по осуществлению использования имущества в соответствии с целями данного общественного фонда. В отношении фонда как не имеющей членства некоммерческой организации лица, причастные к деятельности фонда, в законодательстве никак не поименованы, и их статус не определен. 2. В определении фонда как организационной структуры (ст. 118 ГК) нет указания на такой момент, как формирование имущества, используемого на общественно полезные цели. В названной статье лишь отмечается, что фонд учреждается на основе добровольных имущественных взносов и преследует общественно полезные цели, что не позволяет говорить об идентичности. Между тем, характерной чертой всех фондов, действующих в качестве некоммерческих организаций, является формирование имущества, предназначенного для осуществления уставных задач по реализации социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей. 3. Общественное объединение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям: издательскую, производственно-хозяйственную деятельность, направленную на решение уставных целей и задач, деятельность по защите прав и законных интересов своих членов в иных организациях и органах и т.п. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан, и соответствующей этим целям, в том числе вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них. 4. Вмешательство в деятельность общественных объединений запрещается законодательством, за исключением надзора за соответствием деятельности общественных объединений законодательству и их уставам. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. 5. В соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) общественные объединения не могут быть признаны ни экономически несостоятельными, ни банкротами. Для благотворительных и иных фондов возможность признания банкротом допускается. 6. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению его высшего органа и по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Таким образом, фонды как юридические лица характеризуются следующими особенностями: – преследуют общественно полезные цели; Фонд как юридическое лицо может быть учрежден по решению учредителей либо создан в результате реорганизации другого юридического лица. При этом законодатель указывает, что фонд не может быть создан путем преобразования общественного объединения (политической партии), ассоциации (союза), потребительского кооператива, торгово-промышленной палаты. В законодательстве не содержится прямого запрета на возможность создания фонда путем реорганизации коммерческой организации. Если обратиться к нормам ГК об отдельных видах коммерческих организаций, то можно сделать вывод, что реорганизация путем преобразования коммерческой организации в фонд невозможна (п.1 ст. 65; п. 2 ст. 91; п. 2 ст. 104; п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь). Однако реорганизация юридического лица в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК Республики Беларусь, кроме преобразования, может быть осуществлена еще четырьмя способами: слияние, присоединение, выделение и разделение. Следовательно, фонд может быть создан путем реорганизации в форме выделения или разделения некоммерческой или коммерческой организации любой организационно-правовой формы. На вопрос же: может ли быть создан фонд в результате реорганизации в форме слияния коммерческих организаций (или коммерческой и некоммерческой организации) либо путем присоединения одной организации (коммерческой или некоммерческой) к другой, в законодательстве нет четкого ответа. При присоединении происходит поглощение одной организации другой, продолжающей существовать в качестве субъекта деятельности и юридического лица, поэтому новой организационно-правовой формы юридического лица не возникает. При слиянии же образуется новое юридическое лицо, поэтому теоретически такая ситуация может иметь место. Особенно в случае слияния организаций, имеющих схожие цели, например, общественного объединения и религиозной организации или учреждения и общественного объединения. Относительно же слияния коммерческой и некоммерческой организаций можно предположить, что такая ситуация вряд ли возникнет, поскольку организации преследуют совершенно противоположные цели. Подобная ситуация может возникнуть и в случае раздела имущества, находящегося в совместной собственности супругов, или перехода права собственности на имущество унитарного предприятия в порядке наследования к двум и более лицам. Законодательство предусматривает только вариант, когда один из собственников имущества унитарного предприятия, желающий направить свое имущество на достижение общественно полезных целей, может получить компенсацию, соответствующую его доле в общей собственности, и затем, в соответствии с законодательством, учредить (зарегистрировать) новое юридическое лицо – фонд. Однако с точки зрения материальных и временных затрат этот способ представляется не совсем удобным. Целесообразнее для разрешения подобной ситуации было бы закрепить в законодательстве возможность реорганизации частного унитарного предприятия в форме разделения с возможностью создания фонда или иной некоммерческой организации, учредителем которой может быть одно лицо, например, учреждения. Учредительным документом фонда является его устав, утвержденный учредителями (учредителем) фонда. Этот документ служит основой для организации и деятельности фонда, поэтому должен содержать нормы, регулирующие не только внутреннюю структуру организации, но и отношения фонда с третьими лицами, в том числе и государством. Уставы разрабатываются учредителями в соответствии с целями, задачами и особенностями деятельности конкретного фонда. Тем не менее, содержание устава не должно противоречить законодательству. Более того, законодательно определен перечень реквизитов, которые должен содержать устав фонда. Кроме сведений, содержащихся в уставе любого юридического лица, устав фонда должен содержать: полное и сокращенное наименование фонда, включающее слово «фонд»; сведения о его местонахождении; об учредителях, положения о предмете и целях создания, задачах и методах деятельности фонда; указания о структуре и органах управления фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, в частности, порядок формирования, полномочия и сроки полномочий попечительского совета фонда; о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения; срок, на который создается фонд, или указание о его бессрочной деятельности; источники и порядок формирования имущества фонда; сведения о созданных фондом представительствах и (или) филиалах, включающие наименование представительств, филиалов и местонахождения (руководящих органов представительств, филиалов); порядок внесения изменений и (или) дополнений в устав фонда; о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. При этом такое имущество должно направляться на цели, для достижения которых был создан фонд. В уставе фонда могут содержаться и иные положения, касающиеся деятельности фонда и не противоречащие законодательству. В соответствии с Ук а з о м Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 302 фонд может иметь свою символику, в этом случае устав должен содержать ее описание. Ус т а в фонда может быть изменен органами фонда, если в нем предусмотрена такая возможность. Если устав такой возможности не предусматривает либо устав не изменяется уполномоченными на то лицами, а сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, то внести изменения в устав вправе суд по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью. Изменение или дополнение устава относится к исключительной компетенции правления (совета) фонда – высшего коллегиального органа фонда, формируемого учредителями. Законодательство ограничивает возможности внесения поправок в устав фонда исполнительными органами в целях воспрепятствования изменению статуса фонда вопреки воле учредителей. Однако, на наш взгляд, в законодательстве следовало бы установить запрет на кардинальное изменение целей деятельности фонда, определенных учредителями при его создании, а также на внесение изменений, которые могут существенно повлиять на деятельность фонда. Думается, что такие изменения должны производиться только с согласия учредителей и в целях создания наиболее благоприятных условий деятельности фонда по достижению уставных целей. Поскольку для создания фонда объединяется имущество, то законодатель строго не ограничивает возможный состав учредителей: учредить фонд может и одно лицо, как физическое, так и юридическое, как коммерческая, так и некоммерческая организация, а также публично-правовые образования – государство, административно-территориальные единицы и т.д. Ввиду того, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, то согласно этому положению учредители фонда после его создания утрачивают возможность расширить свой состав, так как учредительным документом фонда является только устав (ч. 3 ст.118 ГК). Таким образом, в компетенцию учредителя фонда входит составление и регистрация устава, предоставление средств для реализации намеченных целей и созыв первого совета директоров. Далее фонд существует автономно, руководствуясь положениями устава и законодательством. Более того, учредители теряют всякую возможность влиять на деятельность фонда, во всяком случае, формально, если сами не участвуют в работе его высшего органа управления. В этом заключается своеобразие фонда, однако такое положение порождает и ряд трудностей. В уставе фонда, утверждаемом учредителями, предусматривается порядок управления фондом и формирования его органов. Кто, как не учредители, более всего заинтересован в надлежащей деятельности фонда? Однако, как отмечалось выше, изменить состав учредителей путем привлечения новых или замены уже существующих нельзя после регистрации фонда в качестве некоммерческой организации, когда процесс его создания уже завершен. Но состав учредителей фонда может уменьшаться по причинам, не зависящим от фонда: например, ликвидация учредителя – юридического лица либо смерть учредителя – физического лица. Как следует поступать в этом случае? Согласно п. 9 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования [10], коммерческие и некоммерческие организации обязаны в месячный срок внести в свои учредительные документы соответствующие изменения и дополнения, в том числе и в случае изменения состава учредителей (участников) организации, за исключением открытых акционерных обществ, потребительских кооперативов, ассоциаций (союзов), торгово-промышленных палат. Для осуществления уставных целей фонд, как любая другая некоммерческая организация, вступает в имущественные отношения в качестве субъекта гражданского права. Учредители, объединяя имущество, создают имущественную базу фонда и определяют направления использования этого имущества. Переданное фонду имущество, как при его создании, так ивпоследствии, переходит в собственность фонда (ч.1. ст. 118 ГК Республики Беларусь). Законодательство сохраняет за учредителем право поддерживать фонд материально. Важной новеллой в законодательстве явилось установление в Положении о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь минимального размера имущества, необходимого для создания и деятельности фонда. Несмотря на то, что фонд является некоммерческой организацией, цели его создания всегда требуют наличия некоторого капитала, что является важным определяющим признаком фонда как организационно-правовой формы. Кроме того, законодательством в качестве основания для ликвидации названа и недостаточность имущества фонда для осуществления его целей, если вероятность получения необходимого имущества невозможна. Согласно п. 15 названного Положения, для местных фондов минимальный размер имущества составляет 100 базовых величин; для республиканских и международных фондов – 1000 базовых величин. Стоимость имущества фонда определяется: при создании фонда – по стоимости имущественных взносов учредителей (учредителя) фонда в денежной и неденежной форме; при деятельности фонда – по стоимости чистых активов фонда. Законодательное закрепление нормы, предусматривающей обязательное создание в фондах первоначального стартового уставного капитала (взноса), позволит фонду сразу после его создания приступить к реализации уставных целей. На наш взгляд, целесообразнее было бы определить размер имущества таким же образом, как законодатель это сделал для коммерческих организаций – в евро [11], поскольку размер базовой величины довольно часто подвергается изменениям, что вносит соответствующую неопределенность. Помимо этого законодатель определил основные требования к имуществу, передаваемому учредителем (учредителями) фонду – оно должно быть необходимым и пригодным для использования в деятельности фонда и принадлежать учредителю (учредителям) на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (п. 16 Положения). Фонд использует имущество только для целей, определенных его уставом. В собственности фонда могут находиться здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги, обязательства и иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для обеспечения его уставной деятельности, не изъятое из гражданского оборота и не относящееся к исключительной собственности Республики Беларусь. Важнейшей особенностью фонда является способ формирования его имущества и распоряжения им. Имущественную основу фонда составляет имущество, переданное фонду его учредителями в ходе государственной регистрации. Это могут быть также добровольные имущественные взносы учредителей для достижения социально-культурных, благотворительных и иных общественно полезных целей, поступления от проводимых в соответствии с уставом фонда мероприятий и иные поступления, не запрещенные законодательством. Фонд может безвозмездно получать любое имущество от любых физических и юридических лиц в виде пожертвований и самостоятельно осуществлять благотворительную деятельность, передавая имущество по своему усмотрению на цели, не запрещенные законодательством. Наряду со взносами учредителей фонд вправе использовать для пополнения своего имущества результаты собственной предпринимательской деятельности, которая как и в иных некоммерческих организациях, должна служить достижению целей фонда и полностью им соответствовать. Рассмотрим их несколько подробнее. 1. Денежные и имущественные взносы учредителей фонда. В отношении фондов следует заметить, что такой источник, как вступительные и членские взносы, не имеет отношения к формированию имущества данной организации, поскольку фонды не имеют членства. Основополагающим источником формирования имущества для фондов при их создании являются взносы учредителей. Взносы учредителей могут носить как единовременный, так и регулярный характер. Единовременные поступления обычно вносятся учредителями фонда при его создании. Поскольку Положением о создании, деятельности и ликвидации фондов в Республике Беларусь, утвержденным Ук а з о м Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» [4], установлен минимальный размер имущества, необходимый для создания и деятельности фонда, то взносы учредителей при создании фонда должны определяться, исходя из указанных цифр. Регулярные имущественные взносы возможны как финансирование учредителями созданного ими фонда, что более предпочтительно для учреждения. Учредители утрачивают право собственности на имущество, переданное ими в собственность фонду. В случае ликвидации фонда, его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в уставе (ч. 2 п. 5 ст. 214 ГК Республики Беларусь). 2. Безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования юридических и физических лиц имеют решающее значение для формирования имущества фонда. Помимо ГК, оказание безвозмездной помощи регулируется Ук а з ом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» [7]. Документ не содержит понятия «пожертвования», однако по смыслу указа понятия «безвозмездная помощь» и «спонсорская помощь» включают в себя все виды дарения и безвозмездного выполнения работ и оказания услуг. От добровольных взносов пожертвования отличаются тем, что они могут поступать от любого лица (спонсора), не являющегося учредителем и членом организации. Предметом пожертвования может быть любое имущество, которым жертвователь вправе распоряжаться: денежные средства, включая иностранную валюту, движимое и недвижимое имущество, работы, услуги, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческим организациям. Однако очень осторожно следует принимать анонимные пожертвования, поскольку существует реальная опасность, что перечисленные средства являются криминальными, что может повлечь соответствующие последствия. Новацией явились нормы указанного выше Указа № 300, согласно которым помощь может предоставляться только на основании договора, форма которого утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Это полностью исключает возможность получения существенной безвозмездной помощи от неизвестного источника. Одним из главных отличительных признаков пожертвования является его целевое назначение – общеполезная цель. Однако благотворительные взносы, поступающие в фонд, могут вноситься спонсорами как на финансирование конкретной выбранной ими программы (назовем их целевыми благотворительными взносами), так и на реализацию целей и задач фонда (общие благотворительные взносы), а также на развитие деятельности фонда и укрепление его материально-технической базы (целевые взносы на развитие фонда). Ука з Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 г. № 300 содержит исчерпывающий перечень целей, на которые может предоставляться безвозмездная помощь. К ним, в частности, отнесены и такие цели, как: укрепление материально-технической базы, развитие физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, образования, науки, библиотечного и музейного дела, кинематографии, художественного и культурного образования, поддержка народного творчества и народных промыслов (ремесел), охрана окружающей среды, оказание социальной помощи и поддержки гражданам, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, поддержка религиозных организаций, охрана и восстановление историко-культурного наследия и пр. Предоставление помощи на цели, прямо не предусмотренные в указе, осуществляется по решению либо с согласия Президента Республики Беларусь. В случае целевого пожертвования переданное имущество должно использоваться только для обусловленных жертвователем целей. В случае, если подобное использование невозможно, использование по другому назначению возможно только с согласия жертвователя, если его личность можно установить и имущество является значимым по стоимости. В соответствии с Ука з ом № 300, чтобы исключить нецелевое расходование спонсорских средств, спонсоры сами должны указывать в договоре вид товаров, работ, услуг, на которые данная помощь будет расходоваться, а получатели помощи в произвольной форме должны отчитываться перед спонсором о ее использовании и, кроме того, представлять государственную статистическую отчетность о выделенной им помощи. Если же жертвователь представлен множеством субъектов, а размер пожертвования каждого из них не существен (например, сбор пожертвований в церковном приходе или на благотворительном аукционе), то применение норм указа на практике затрудняется, а потому появляется возможность бесконтрольно использовать пожертвованное имущество. К этой же группе следует отнести и такой источник формирования имущества, как труд добровольцев и волонтеров, а также получение доходов от проведения благотворительных акций. Действующим законодательством Республики Беларусь данные источники дохода на сегодняшний день практически не урегулированы, не определены понятия «волонтер» и «доброволец», а также «волонтерский труд». Поскольку упомянутый Ук а з Президента от 01.07.2005 г. № 300 не разделяет понятия «безвозмездная помощь» и «спонсорская помощь», а также не содержит определения понятия «благотворительная помощь», то можно сделать вывод, что понятия, приведенные в данном указе, применимы ко всем субъектам, оказывающим безвозмездную помощь, в том числе к добровольцам и волонтерам. Юридические лица, в том числе и фонды, принимающие пожертвования или безвозмездную (спонсорскую) помощь, должны вести обособленный учет всех операций по использованию полученной безвозмездной (спонсорской) помощи. 3. Поступления от проводимых в уставных целях мероприятий – лекций, выставок, спортивных, культурно-массовых и других мероприятий, соответствующих основной цели и задачам деятельности конкретного фонда. Законодательством установлены некоторые ограничения на осуществление предпринимательской деятельности для отдельных форм некоммерческих организаций, однако для фонда такие ограничения минимальны – фонд может заниматься любым видом предпринимательской деятельности, при условии, что вся полученная прибыль будет направлена на реализацию уставных целей и задач. Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них. Может ли фонд быть участником (вкладчиком) хозяйственного товарищества? Думается, что на этот вопрос можно ответить положительно, поскольку положение вкладчика в коммандитном товариществе ( товариществе на вере) схоже с положением акционера и не требует наличия особого статуса – предпринимателя. В данную группу доходов необходимо включать доходы, получаемые некоммерческой организацией в результате заключения и исполнения гражданско-правовых сделок, которые могут носить, в том числе, и внешнеэкономический характер. Важно выделить еще одну особенность – доходы от предпринимательской деятельности должны направляться на цели, для достижения которых создавалась некоммерческая организация, также эти доходы могут направляться на благотворительные цели. Разновидностью доходов от предпринимательской деятельности являются доходы от размещения и реализации ценных бумаг – дивиденды, получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. 5. Доходы, получаемые от собственности фонда. Некоммерческая организация, за исключением учреждения, является единым и единственным собственником своего имущества, а потому обладает всеми правами, принадлежащими согласно закону собственнику, а именно, правами владения, пользования и распоряжения. Эти же права для большинства некоммерческих организаций, в том числе и фонда, фактически являются и обязанностями, поскольку некоммерческие организации обязаны владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом таким образом, чтобы обеспечить реализацию целей, ради которых они создавались и которые закреплены в учредительных документах. К этой группе доходов могут быть отнесены: плата за аренду имущества некоммерческой организации; доходы от реализации имущества, проценты по вкладам в банках и небанковских кредитных организациях, доходы от деятельности созданных некоммерческой организацией унитарных предприятий, учреждений и других юридических лиц. 6. Иные источники, не запрещенные законодательством, к которым можно отнести: кредиты банков и других кредиторов; поступления из республиканского и (или) местного бюджета и из внебюджетных фондов; доходы от использования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; имущество, поступившее по решению суда (например, имущество ликвидированной организации, осуществлявшей такую же деятельность); имущество, полученное в порядке наследования; гранты и др. Гранты, получаемые на финансирование специальных общественных программ, получают в настоящее время довольно широкое распространение. Под грантом в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-XIII «О научной деятельности» [11] понимаются целевые средства, предоставляемые физическим и ( или) юридическим лицам на конкурсной основе в денежной либо натуральной форме на проведение научных исследований на условиях, определяемых договором или иным актом. Некоммерческие организации могут получать гранты от государства, от физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. В случае предоставления государственных грантов, государство определяет, на решение каких конкретно социальных задач выделяется данный грант, а некоммерческая организация разрабатывает и реализует эти программы. Гранты могут выплачиваться на оказание помощи в организации обучения талантливой молодежи, в том числе на оплату стажировок учащихся, студентов, молодых педагогов, а также проведение мастер-классов ведущими деятелями искусств; осуществление творческих проектов и встреч с признанными мастерами искусств разных стран; организацию конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, публикаций и других мероприятий по выявлению и поощрению молодых талантов, пропаганде их творчества; обеспечение участия творческой молодежи в международных конкурсах, выставках, симпозиумах и других акциях в области культуры и искусства, направленных на развитие и взаимообогащение национальных культур; приобретение музыкальных инструментов, сценических костюмов, материалов и оборудования для занятий художественным творчеством. Грант, как правило, выделяется в результате проведения тендера (конкурса). Получение гранта оформляется договором. К сожалению, ГК Республики Беларусь не предусматривает подобного вида договора. Учредители или иные жертвователи утрачивают все права на переданное фонду в собственность имущество и не приобретают никаких прав взамен. Тем самым исключается их ответственность по долгам фонда. Учредители фонда, однако, имеют право контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества, поскольку порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяется его уставом, утверждаемым учредителями. Во-первых, управление деятельностью фонда осуществляется высшим коллегиальным органом фонда, формируемым его учредителями (учредителем) – правлением (советом) фонда. Основной функцией правления является обеспечение соблюдения фондом целей, для достижения которых он создан. К исключительной компетенции правления ( совета) фонда относятся: изменение и ( или) дополнение устава фонда; образование (назначение) исполнительного органа фонда (дирекции, директора) и досрочное прекращение его полномочий; создание (ликвидация) представительств, филиалов фонда, определение их компетенции; утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса фонда; реорганизация фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом. Во-вторых, для осуществления исполнительно-распорядительных функций решением правления ( совета) фонда создается постоянно действующая дирекция фонда, которая осуществляет текущее руководство деятельностью фонда. Исполнительный директор назначается правлением (советом) фонда по согласованию с учредителями (учредителем) фонда. Он по должности входит в состав правления (совета) фонда. Дирекция (директор) фонда в своей деятельности подотчетна правлению (совету) фонда. Ус т а в фонда может предусматривать иные органы, необходимые для осуществления деятельности фонда. Состав и порядок формирования органов фонда определяются его уставом. Так, контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью фонда может осуществлять ревизионная комиссия фонда, образуемая правлением фонда. В-третьих, для контроля за деятельностью фонда учредителями создается попечительский совет с участием учредителей или их представителей и иных, заинтересованных в достижении поставленных целей, лиц (ч. 4 ст. 118 ГК). Из положений Гражданского кодекса вытекает, что указанному органу могут быть предоставлены широкие полномочия, однако разработка механизма эффективного использования попечительским советом своих полномочий оставлена на усмотрение учредителей. Это довольно сложный момент: с одной стороны, совет не должен препятствовать фонду в осуществлении уставной и предпринимательской деятельности, с другой стороны – контроль должен быть реальным, а не декларативным. Ук а з о м Президента от 01.07.2005 г. № 302 определена лишь исключительная компетенция попечительского совета (п. 22 Положения). К ней отнесены такие вопросы, как: контроль за соответствием деятельности фонда законодательству и уставу фонда; контроль за выполнением решений высшего органа фонда, исполнительного органа фонда; контроль за использованием денежных средств и иного имущества фонда в соответствии с уставными целями фонда; предварительное рассмотрение и согласование годового отчета фонда. Попечительский совет фонда имеет право получать все документы, относящиеся к деятельности фонда. Важным моментом явилось предоставление в законодательном порядке попечительскому совету фонда возможности принимать решения по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательные для исполнения иными органами фонда и его представительствами и (или) филиалами. Поэтому в уставе фонда необходимо предусмотреть, не только какие именно решения попечительского совета и в каком объеме являются обязательными для органов управления фонда, но и порядок разрешения возникающих в связи с этим споров. Если же устав не содержит таких положений, то попечительский совет как надзорный орган вправе через суд воздействовать на органы управления фонда в случае ненадлежащего использования имущества фонда и в случае других нарушений законодательства. Наличие, помимо органов управления и исполнительных органов, такого контрольного органа, как попечительский совет, выделяет фонд среди иных некоммерческих организаций. Фонд вправе использовать свое имущество для целей, предусмотренных в его уставе: в частности, заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения этих целей, соответствующей этим целям и отвечающей предмету деятельности. Фонд не может распределять имущество между учредителями или сотрудниками. В соответствии с п. 4 Положения, для осуществления хозяйственной деятельности фонды вправе создавать унитарные предприятия, хозяйственные общества или участвовать в них (за исключением обществ с дополнительной ответственностью). Законодатель сделал все возможное для обеспечения « прозрачности» деятельности фонда. Фонд обязан представить в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда сведения о составе органов фонда и их руководителях, а также документы о передаче имущества. Ежегодно фонд должен публиковать отчет о своей деятельности, а также отчет об использовании имущества. В соответствии с п. 46.2 Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов ежегодно до 1 марта фонды обязаны представлять в регистрирующий орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием местонахождения руководящего органа; сведения о мероприятиях, проведенных фондом в уставных целях за год; ежегодный отчет об использовании своего имущества с указанием сведений о его опубликовании в установленном порядке. Функции контроля за соответствием деятельности фондов Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам возложены на Министерство юстиции и управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, которые являются органами, осуществляющими государственную регистрацию фондов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью фондов осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в пределах их компетенции ( органы прокуратуры, налоговые органы и др). Реорганизовываться фонды могут по решению их учредителей или назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Решение о реорганизации фонда принимается правлением ( советом) фонда, если возможность реорганизации предусмотрена его уставом. Согласно п. 48 Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов фонд может быть реорганизован в форме: слияния с другим фондом; присоединения к другому фонду; присоединения к нему другого фонда; выделения из фонда юридического лица любой организационной формы. При этом стоимость оставшегося имущества реорганизованного в форме выделения фонда должна быть не менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда; разделения на два и более фонда. Фонд не может быть реорганизован в форме преобразования, что вполне объяснимо особым положением фонда и целевым назначением его имущества. В каждом конкретном случае преобразования фонда в иную организационно-правовую форму организации изменяются цели, закрепленные в уставе, а также правовой режим использования имущества. Более того, преобразование может быть предпринято, как попытка избежать процедуры банкротства или обязательного судебного порядка ликвидации. Фонд может быть ликвидирован только судом по заявлению заинтересованных лиц по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 119 ГК: в частности, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества невозможна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законодательством. Такой особый порядок ликвидации предусмотрен законодателем в целях предотвращения злоупотреблений в отношении имущества фонда при его самоликвидации. Ука з ом Президента от 01.07.2005 г. № 302 (п. 49 Положения о создании, деятельности и ликвидации фондов) перечень оснований для ликвидации фонда несколько расширен и уточнен. – непредставления в регистрирующий орган в течение трех месяцев после государственной регистрации фонда документов о передаче имущества; – неисполнения обязанности по созданию в установленный срок после государственной регистрации фонда представительств и (или) филиалов и непредставления для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав фонда в связи с изменением его вида; – если по окончании календарного года стоимость имущества фонда станет меньше минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этом случае регистрирующим органом выносится письменное предупреждение с указанием срока, в течение которого стоимость имущества фонда должна быть доведена до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. В этот период фонд должен принять меры по доведению стоимости имущества фонда до минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда. Если по истечении указанного срока стоимость имущества фонда остается менее минимального размера, необходимого для создания и деятельности фонда, считается, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей, а вероятность получения необходимого имущества невозможна; – если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения этих целей не могут быть произведены; – уклонения фонда в своей деятельности от целей, предусмотренных уставом; – осуществления деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства и устава фонда; – в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Ликвидация местных фондов, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится областными и Минским городским судами по месту государственной регистрации фонда по заявлению управлений юстиции облисполкомов, Минского горисполкома и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда. Ликвидация республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь, за исключением ликвидации вследствие экономической несостоятельности (банкротства), производится Верховным Судом по заявлению Министерства юстиции и иных заинтересованных лиц, в том числе учредителей (учредителя) фонда. Ликвидация фондов вследствие экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется в порядке, установленном законодательством. Имущество, оставшееся после ликвидации фонда, в том числе удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, для достижения которых был создан фонд, или на благотворительные цели. В случае невозможности такого направления имущества, оно передается в равных долях фондам, созданным для достижения аналогичных целей, при наличии их письменного обращения в суд, который принял решение о ликвидации. В случае отсутствия указанных обращений имущество, оставшееся после ликвидации фонда, передается в доход Республики Беларусь и направляется на цели, для достижения которых был создан фонд, но не распределяется среди учредителей (участников). Государство не несет ответственности по обязательствам фонда, а последний – по обязательствам государства. Учредители также не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по обязательствам его учредителей. По своим обязательствам фонд отвечает имуществом, на которое может быть обращено взыскание. На основе проведенного анализа можно прийти к выводу, что правовое положение фондов все еще не в полной мере определено нормами законодательства, что требует дополнительной нормативной разработки. Значительное внимание должно быть уделено решению вопросов, касающихся нормативного регулирования имущественных отношений фондов как организаций, формирующих на добровольной основе имущество для использования в целях, определенных уставом. Дальнейшей нормативной разработки требуют также вопросы, определяющие порядок учреждения, реорганизации и ликвидации фондов, а также порядок осуществления фондами предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. Особое внимание следует обратить на классификацию фондов и правовое положение отдельных организационно-правовых форм этого типа некоммерческих организаций: в частности, на общественные и благотворительные фонды. Для этого в белорусском законодательстве следует устранить ряд противоречий путем введения разграничения понятий «общественный фонд», «благотворительный фонд», «иной фонд», а также определения понятия « благотворительная деятельность». Целесообразно было бы законодательно определить статус участника фонда, отграничить его от учредителя фонда и его руководящих и исполнительных органов. Список литературы 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|