Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Особенности международных соглашений





Особенности международных соглашений

Особенности международных соглашений Республики Казахстан с международными организациями

Автор: М.Ю. Абдакимова

С момента обретения в 1991г. независимости Республика Казахстан проводит целенаправленную политику по расширению сотрудничества с международными межправительственными и неправительственными организациями, осуществляющими свою деятельность в различных сферах общественной жизни. В 1993 году, учредив офисы своих агентств, к своей деятельности в Казахстане приступила ООН, членом которой Республика стала 2 марта 1992 года. В частности, в Республики Казахстан функционируют офисы ПРОООН – Программы развития ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, УВКБ – Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, ЮНИДО – ООН по промышленному развитию, МОТ и многих других. Республика Казахстан является членом специализированных учреждений ООН, таких как МАГАТЭ, ИКАО, МБРР, МВФ1.

Ст. 2 Закона «О международных договорах Республики Казахстан» указывает на то, что Республика заключает международные договоры с международными организациями. В то же время, регламентация порядка заключения, исполнения, ратификации и денонсации договоров РК с международными организациями отсутствует. Казахстан также не является участником Венской Конвенции 1986 г. «О праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями». Это обстоятельство можно отнести к числу пробелов в международно-правовом регулировании многообразных международных отношений Республики Казахстан, поскольку в процессе создания норм, регулирующих отношения   между   государствами,   международная   организация   может   выступать в различных ролях.

Целью некоторых норм, создаваемых международными организациями, является регулирование отношений между государствами. Такие нормы в завершающей фазе правотворческого процесса приобретают характер норм международного права. На основании общих принципов они имеют силу только по отношению к тем государствам, которые выразили на это сво? согласие. Конечным выражением такого согласия государств может быть договор или обычай. Международная организация принимает только некоторое участие в начальных фазах процесса создания таких межгосударственных норм.

Государства могут, однако, с самого начала зафиксировать в уставе международной организации сво? согласие на то, чтобы именно е? органы в том или ином порядке устанавливали обязательные для них правовые нормы.

Некоторые нормы, создаваемые международной организацией, имеют целью регулирование отношений между организацией и государствами. Поскольку в такого рода отношениях международная организация выступает как субъект международного права, в конечной фазе правотворческого процесса нормы, регулирующие такие отношения, также представляют собой нормы международного права.

Объявление:

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях, соответственно начальным фазам процесса заключения международного договора. Завершающая же фаза правотворческого процесса или придание согласованным нормам обязательной силы межгосударственного договора может явиться только результатом особо выраженной воли отдельных заинтересованных государств.

Выработка международных конвенций международной организацией гораздо удобнее, чем традиционный способ созыва с этой целью заинтересованными государствами международной конференции. Прежде всего, международная организация лучше ориентирована относительно необходимости заключения соответствующей конвенции. Такая ориентированность является результатом постоянного изучения ситуации в сфере, относящейся к компетенции организации. Консультации между государствами-членами в рамках организации позволяют также хорошо изучить сферу будущего соглашения в политическом плане, выявить общие потребности и соответствие интересов, правильно оценить, насколько проблемы созрели для их решения, а в связи с этим осуществить в подходящее время правильный выбор содержания и пределов действия конвенции, для заключения которой должна быть начата подготовительная работа.
Международная организация располагает также соответствующим ме ханизмом    для    выработки    конвенции.    Кроме    постоянных    меж правительственных органов и органов вспомогательных, которые могут быть привлечены организацией для согласования проекта конвенции, существен ную роль в выработке проекта ее текста играет секретариат организации. Именно он может обеспечить всестороннее изучение проблематики, выра ботку необходимой документации, а также профессиональное и системати ческое редактирование первоначального текста проекта. Все эти виды дея тельности международная организация осуществляет также тогда, когда за ключительная фаза процесса требует созыва специальной конференции уполномоченных правительств. Организация, по чьей инициативе созывается такая конференция, обычно также оказывает ей ценные услуги при помощи своих вспомогательных органов и своего секретариата.

Весьма широка сфера договоров, заключаемых организациями в связи с осуществлением ими оперативных функций в области экономической и социальной помощи. Эти договоры заключаются международными организациями с государствами, которым предоставляется такая помощь.

Такого рода договоры обычно имеют юридическую основу в положениях устава организации.

Особый вид договоров — договоры, касающиеся предоставления технической помощи в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций — ПРООН. Прежде всего, это договоры общего характера, определяющие условия, на которых предоставляется техническая помощь. Такие договоры заключаются между ПРООН и отдельными государствами. Конкретные договоры относительно условий осуществления определенных планов помощи, предоставляемой отдельным странам, заключаются тремя сторонами: ПРООН, международной организацией, которая берет на себя осуществление плана, и правительством государства, которому помощь предназначена. Такие трехсторонние договоры носят название оперативных планов.

Договоры о предоставлении технической помощи, заключаемые в системе Организации Объединенных Наций, не «покрываются» Уставом ООН и уставами специализированных учреждений2. Способность к их заключению вытекает из потребности юридического регулирования отношений, возникающих при выполнении соответствующих функций. Стало быть, здесь наличествует подразумеваемое правомочие. С точки зрения своего содержания эти договоры, регламентирующие отношения между государствами и международными организациями, выполняющими самостоятельные оперативные функции, не отличаются от договоров, которые в подобных случаях заключают между собой государства и которые регулируются международным правом.

Международные организации заключают договоры, поручающие государственным и частным контрагентам осуществление соответствующих научно-исследовательских проектов. Речь здесь чаще всего идет об оказании помощи в виде субсидирования исследований и о координации таких исследований  (МАГАТЭ).  Иногда  поручения  касаются  выполнения  оперативных функций от имени организации. Такой характер носило поручение работ, связанных с очисткой Суэцкого канала после агрессии Израиля, Англии и Франции против Египта в 1956 г. ПРООН также иногда подряжает частные фирмы для осуществления технической помощи. Такого рода договоры, однако, не носят международно-правового характера, потому что один из контрагентов, очевидным образом, не является субъектом международного права, а соответствующие отношения регулируются внутренним правом. Они полностью аналогичны контрактам, заключаемым международной организацией в целях предоставления ей таких услуг, как снабжение резиденции водой, газом, электричеством и т. д.

Казахстаном на данный момент подписан ряд международных договоров об оказании помощи со следующими структурами:

•Международный Научно-Технический Центр;
•ЮНИСЕФ (о вакцинной обеспеченности Республики Казахстан);
•Международный Красный Крест;
•Международный Банк Реконструкции и Развития (займы технической помощи, на поддержку структурных преобразований экономики в республике, развития финансового сектора и сектора предприятия, проект усовершенствования ирригационной и дренажной систем, проект реабилитации Узень-ского нефтяного месторождения, проект модернизации казначейской системы Казахстана, пилотный проект по водоснабжению, проект регулирования русла реки Сырдарья и сохранение северной части Аральского моря);

•Исламский Банк Развития (грант относительно ТЭО по автомобильной дороге Караганда - Астана, заем на финансирование Научного Центра хирургии им. Сызганова и Детского реабилитационного центра, проект по улучшению научной и экспериментальной базы Физико-технического института Министерства образования и науки Республики Казахстан, грант по подготовке детального исследования проекта модернизации почтовой отрасли и формирования почтово-сберегательной системы);

•Европейский Банк Реконструкции и Развития (соглашения о кредитах для проекта развития мелких и средних предприятий, проект реконструкции порта «Актау», проект развития автодорожной отрасли);

•Азиатский Банк Развития (соглашения о займах, программа по сельскохозяйственному сектору, проекты восстановления дорог, управления водными ресурсами и восстановления земель).
Каждая международная организация заключает договоры относительно своей резиденции с государством, на территории которого находятся ее органы. Чаще всего это касается резиденции постоянного административного органа и места, где обычно происходят сессии постоянных межправительственных органов. Регулирование отношений между организацией и государством, на территории которого должны действовать ее органы, является абсолютно обязательным и вытекает из необходимости обеспечить независимость международной организации и свободу выполнения ею своих функций. Считая это положение очевидным, уставы международных организаций не дают себе даже труда доказывать свое правомочие на заключение подобных договоров.2 Это также явно подразумеваемое правомочие. Международные организации заключают также договоры с государствами, на территории которых они размещают резиденции своих региональных бюро и постоянных представительств. Содержание договоров относительно главной резиденции и резиденций региональных или локальных бюро весьма однотипно. Ими регулируются условия свободного доступа, правомочия государства-владельца территории, привилегии и иммунитеты организации и ее персонала. Такого содержания договоры, имеющие целью обеспечить соответствующие условия для выполнения оперативных функций и урегулировать отношения с властями государства-владельца территории, иногда заключаются временно в случае посылки организацией ее специальных миссий (например, миссии наблюдателей, комиссии по расследованию, примирительной комиссии, ин-спекционно-контрольных органов и т. д.) на территорию определенного государства. Вопросы, подлежащие урегулированию при помощи договоров, касающихся постоянного или временного пребывания органов международной организации на территории государства, как правило, составляют объект международного права. Они касаются ситуаций, в значительной мере аналогичных, например, случаям пребывания и выполнения функций органов одного государства на территории другого государства.

В октябре 1992 года в целях интеграции мировой процесс борьбы с организованной преступностью на 61-сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в Дакаре (Сенегал, Северная Африка) Республика Казахстан вступила в Международную Организацию Уголовной Полиции (Интерпол).

В связи с вступлением Казахстана в международную организацию уголовной полиции Кабинет Министров РК постановил Министерству Финансов РК выделить Министерству Внутренних Дел РК из Республиканского валютного фонда валютные средства в размере 69200 швейцарских франков для уплаты вступительного взноса и 51900 швейцарских франков для уплаты членского взноса за 1992 год.

Национальное Центральное Бюро Интерпола в Республике Казахстан (НЦБ РК) является структурным подразделением Министерства Внутренних Дел РК. НЦБ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РК (на правах управления). Личный состав НЦБ проходит службу в соответствии с положением о прохождении службы лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РК.

Бюро возглавляет начальник, имеющий заместителя, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел. НЦБ руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Казахстан, Законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», другими законами и иными нормативно-правовыми актами, международными договорами, участником которых является Республика Казахстан, Уставом Международной Организации Уголовной Полиции, а также Положением «О Национальном Центральном Бюро Интерпола в РК». Здесь необходимо отметить, что в законодательстве РК не решен вопрос правового статуса международных должностных лиц и представителей РК в международных организациях. Венская Конвенция 1975 г. «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» не ратифицирована. Такая ратификация между тем могла бы значительно упростить решение целого ряда вопросов, связанных, в частности, с участием в подготовке и подписании международных договоров, подготавливаемых и разрабатываемых международными организациями.

В целом, можно констатировать, что процесс формирования договор-но-правовой базы Республики Казахстан с международными организациями находится в постоянном развитии, и это является одним из залогов нормальной жизнедеятельности суверенного государства, опирающегося на прочный фундамент международного права.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >