Обеспечение прав и свобод личности |
Обеспечение прав и свобод личности как показатель эффективности правовой системы (на материалах Республики Дагестан)Автор: С.Р. БекишеваС принятием Конституции РФ 1993 г., предоставившей субъектам РФ право осуществлять в пределах своего ведения собственное правовое регулирование, возможность иметь свою Конституцию (устав) и иное законодательство, самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти, в нашей стране активно осуществляется политико-правовая деятельность, основанная на двухуровневом построении правовой системы России и предусматривающая существование наряду с федеральной также и правовых систем субъектов Федерации. Республика Дагестан как один их субъектов РФ также осуществляет деятельность по формированию своей правовой системы с учетом требований общероссийского правового пространства и региональных особенностей. Это выразилось, прежде всего, в разработке и принятии в 1994 и 2003 годах конституций республики, определяющих правовые основы современной дагестанской государственности и ее правовой системы. При этом основными задачами правовой системы общества выступают обеспечение безопасности, стабильности и порядка в обществе, реализация и защита закрепленных в федеральном и республиканском законодательстве прав и свобод личности. Процессы, направленные на решение этих задач, характеризуют правовую систему с новой стороны, показывают ее социальную ценность, полезность и необходимость. Одной из приоритетных задач правовой системы является закрепление и обеспечение реализации прав и свобод индивида, их надлежащая охрана и защита. Права и свободы личности выступают также элементами правовой системы, выражают ее подлинную сущность, демонстрируют ее преимущества или недостатки. От того, насколько основные права и свободы выражают фактическое и юридическое положение личности в обществе, каковысоциальные возможности данного социального строя, зависит показатель зрелости данного общества, эффективность его правовой системы. Права и свободы личности могут стать реальными только при наличии эффективного юридического механизма реализации прав человека. Эффективность этого механизма обеспечивается прежде всего наличием материальных и организационных предпосылок: использованием методов прокурорского надзора, деятельностью органов исполнительной власти и т.д. Так, в 2007г. в органы прокуратуры республики поступило 12284 обращений. Из них непосредственно органами прокуратуры республики разрешено 7418 обращений или 60,4%. Из общего количества поступивших и рассмотренных органами прокуратуры республики обращений 4091 обращение или 33,3 % направлено в другие ведомства на разрешение, 682 или 5,5 % приобщены к уголовным делам и 93 обращения или 0,75 % оставлены без разрешения и уведомления. Всего по удовлетворенным жалобам органами прокуратуры республики принесен 151 протест, внесено 296 представлений, объявлено 77 предостережений и направлено 184 исков (заявлений) в суд, т. е. внесено всего 708 актов прокурорского реагирования. Изложенное свидетельствует об активной деятельности прокурорских работников республики по защите прав и интересов граждан и по восстановлению законности и справедливости. Объявление: По своему характеру подавляющая часть обращений граждан в прокуратуру касается вопросов надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, а также надзора за предварительным следствием и дознанием. По вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов разрешено 3333 обращений, что составляет 45% от общего числа разрешенных. Из них удовлетворено 944 или 28,3%. Чаще всего граждане обращались по вопросам о нарушениях земельного законодательства – 662, из них удовлетворено 167; трудового законодательства – 517 обращения, удовлетворено 242; жилищного законодательства – 285, удовлетворено 61; об исполнительном производстве – 192, удовлетворено 56; пенсионного законодательства – 178, удовлетворено 54 и т. д. Увеличение количества обращений данной категории, в том числе удовлетворенных, объясняется, с одной стороны, имеющимися проблемами социально-экономического развития, недостатками правоприменительной деятельности компетентных государственных органов, нарушениями конституционных прав граждан, а с другой стороны, этот показатель отражает правозащитную роль органов прокуратуры и свидетельствует об активной деятельности прокуроров по защите прав и свобод граждан. Если раньше представители правоохранительных органов предпочитали не предавать гласности факты применения физического и психологического насилия при расследовании уголовных дел (например, в 2004 году органами прокуратуры республики было рассмотрено 66 жалоб на применение незаконных методов расследования, из них удовлетворено только 4 жалобы), то в последние годы ситуация меняется. В 2007 г. по сравнению с данными за 2006 г. выросло число обращений по вопросам следствия и дознания на 855 или на 35% и составляет 44,4 % от общего числа разрешенных обращений (38,7% в 2006 г.). В 2007 г. жалоб этой категории разрешено 3294 против 2439 в 2006 г. Из них в 2007 г. удовлетворено 853 или 25,9%, против 557 или 22,8 % удовлетворенных в 2006 г. Чаше всего граждане обращаются по делам и материалам следователей МВД – 1162 обращений, из них удовлетворено 341 или 29,3% (27% удовлетворенных в 2006г.); органов дознания МВД – 1055 обращений, из них удовлетворено 262 или 24,8% (23% удовлетворенных в 2006г.); следователей прокуратуры – 761 обращения, из которых удовлетворено 211 или 27,7% (22% в 2006г.); прокуроров и их заместителей – 214 обращения, удовлетворено 29 или 13,5% (11% в 2006г.). Увеличение числа обоснованных обращений этой категории свидетельствует о росте нарушений закона при расследовании уголовных дел и при рассмотрении материалов доследственной проверки, а также об отсутствии должного ведомственного контроля и прокурорского надзора в этом направлении деятельности. В целях улучшения ситуации необходимо принятие организационно-практических мер по усилению контроля и надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания. В 2007 г. органами прокуратуры республики разрешено также 301 обращение по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам (из них удовлетворено 17 или 5,6%), разрешено 218 обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам (удовлетворено 12 или 5,5%), по вопросам реабилитации разрешено 124 обращений (удовлетворено 66 или 53,2%), 77 обращений разрешено по вопросам надзора за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний (удовлетворено 16 или 20,7%). Такими параметрами, как поддержание конституционных общественных отношений, законность и правопорядок, защищенность личности и общества в целом во взаимоотношениях с государством, можно охарактеризовать стабильно развивающуюся, устойчивую и четко функционирующую правовую систему. Она может оказывать мощное организующее и стабилизирующее воздействие на общественную жизнь, протекающие в ней социальные процессы. Поэтому от решения задач правовой системы прямо зависит успех проводимой в стране политики, утверждение идеи приоритета прав и свобод человека. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|