Регулирование учётной политики |
Нормативное регулирование учётной политикиАвтор: С.В. ГирольВ период становления и развития рыночных отношений государство для управления нуждается в информации о процессах, происходящих в отраслях экономики. Также есть потребность формирования информационного поля, принятого большинства странами, для интеграции в мировое сообщество. Для этого осуществляется нормативное регулирование учета, который выступает информационной базой управления. Подход к регулированию экономики не административными, а экономическими методами порождает необходимость в качественной учетной информации о целесообразности и результативности законодательства в этой сфере. Для этого требуется объективный процесс трансформации не только содержания основных категорий бухгалтерского учета, но и основных его систем, в частности, учетной политики. Кроме того, по мнению исследователей1, в настоящее время информация должна быть общедоступной, потребности в доступе к ней постоянно возрастают, и распространение информационных технологий требует создания соответствующих правовых условий, основу которых составляет обеспечение прав граждан и организаций на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение учетной информации. Исследование данных вопросов осуществлено в трудах Ф.Ф. Бутинця, Т.В. Барановской, Л.М. Киндрацкой, Г.Г. Кирейцева, Н.Н. Малюги, Н.Л. Правдюк, М.С. Пушкаря и др. украинских уч?ных, а так же - Р.А. Алборова, А.С. Бакаева, П.С. Безруких, СО. Николаевой, В.Ф. Палия и др. Проблемы, связанные с необходимостью создания системы правового обеспечения стандартного формирования учетной информации и предоставление ее в отчетности, возникли в рамках общей тенденции построения демократического государства. Ведь наряду с возрастанием роли информации в жизни общества происходит изменение и переосмысление связанных с ней отношений и понятий, что получает отражение в правовом регулировании и, соответственно, нормотворческой деятельности. Учетная политика является обязательной составляющей новой концепции бухгалтерского учета. Вызвано это тем, что в учетной политике определены формы и методы сбора данных бухгалтерского учета, их обобщения и формирования финансовой отчетности. Потому развитие и совершенствование системы учета невозможно без анализа сферы нормативного регулирования и применения учетной политики. Исследования конкретизируют и уточняют подход к понятию учетная политика, которое зафиксировано в международных и национальных стандартах и можно считать, что вопросы «глубоко проработаны в теоретическом плане». Объявление: Сущность учетной политики раскрыта в Законе о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине, где отмечено, что это «совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности». Следовательно, это лишь составляющая системы учета, именно в той части, которая направлена на подготовку информации для внешних относительно предприятия пользователей. Но достаточно часто под учетной политикой авторы понимают всю технологию и организацию хозяйственного учета на предприятии, отмечая, что учетная политика конкретного предприятия предусматривает разработку рабочего плана счетов, выбор форм первичных документов, определения порядка проведения инвентаризации, материальной ответственности, методов оценки активов и обязательств, установления правил документооборота и технологии обработки учетной информации, определения порядка контроля за хозяйственными операциями. Кроме того, данная категория рассматривается в контексте «национальной учетной политики», к сфере полномочий которой относят уровень государственных органов из развития системы учета (М.С. Пушкар), политику государственных органов относительно развития системы учета (Ф.Ф. Бу-тинець, Н.М. Малюга), учетная политика государства относительно предприятия (Л.Г. Ловинская). Но в подходах к данному понятию наблюдается диапазон определений и трактовок. В частности, есть мнение, что учетная политика имеет два уровни – государственный и предприятия, а Т.В. Барановская дополняет их межгосударственным (региональным) уровнем, «существование которого обусловливается объективными процессами интеграции и глобализации»1. Для этого автором соответственно для каждого уровня выделено субъекты учетной политики, в компетенцию которых входит формирование учетной политики и контроль за реализацией избранного варианта. Но если разработку учетных правил, принципов и процедур на уровне государства считать учетной политикой, как же тогда будет соотноситься с таким категориальным аппаратом общая концепция бухгалтерского учета, законодательная нормативная база. Выходит, что учетная политика будет поглощать их, как структурные составные. Считаем, что такое толкование учетной политики выходит за пределы данного понятия и не является системным. При определении термина учетная политика речь идет только о стратегии выбора из общих концептуальных правил учета, что сами стоят значительно выше учетной политики. Подтверждением есть то, что опыт применения учетной политики в Германии2 свидетельствует об отсутствии отдельного положения об учетной политике, есть только несколько параграфов в HGB (книга торговых законов) и EStG (МСФО), которые описывают допустимые методы учета. Учетная политика формируется главным бухгалтером на основе законодательных требований и утверждается руководителем предприятия. При этом утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета, который содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Согласно п. 2 ПБУ 1/98 под учетной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группирования и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов… Поскольку выбор методов учета в России предусмотрен как нормативными актами по бухгалтерскому учету, так и налоговым законодательством, предприятия формируют учетную политику для бухгалтерского и налогового учета. При этом каждый из настоящих документов может варьировать по полноте содержания от набора нужных положений по методам и порядку учета к детальной методике ведения учетного процесса на предприятии. В связи с этим, украинские исследователи предлагают «разработать отдельный нормативный документ П(С)БУ «Учетная политика», примером которого может служить положение, принятое в России «Учетная политика организации». На выбор конкретных правил и условий, отражаемых в учетной политике организации, влияют следующие факторы: отраслевая принадлежность и вид деятельности; объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества предприятия; управленческая структура; степень развития информационной системы; материальная база (наличие технических средств, компьютерной техники); уровень квалификации бухгалтерских кадров. Таким образом, проанализировав опыт применения учетной политики как в отечественных, так и в зарубежных законодательных документах, видим, что назначение ее однозначно – для регламентации применяемых на предприятии учетных правил. Следовательно, учетная политика предприятия является составной общей системы бухгалтерского учета, его подсистемой (возможно, и отдельной системой), которая для посторонних пользователей раскрывает методы учета, избранные предприятием из множественного числа предлагаемых вариантов. В этой связи, измерения, которые приписывают учетной политике исследователи1, в частности: социальный, экономический, бихевиористич-ний, психологический, информационный, юридический имеют более узкую интерпретацию, и сводиться к информационно юридическому – обеспечить внешних пользователей информацией об избранных методах учета на предприятии и служить законным основанием правомерности их использования. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|