Конституционное правосознание |
Современное конституционное правосознание как целостная системаАвтор: Ю.В. МазеинаНаука определяет правосознание как совокупность представлений и даже чувств, выражающих отношение людей, социальных групп к действующему праву. Итак, первым атрибутом конституционного правосознания как системы является наличие у него определенных целей и задач. Целью конституционного правосознания ставится достижение соответствующих развитию общества правопорядка и законности. На пути к поставленной цели системе требуется решить множество разнообразных задач. Среди таких задач можно назвать формулирование законодателем нормы права, ее применение правоприменителем, формирование у судей внутреннего убеждения при принятии решения т.д. Эти задачи решаются посредством выработки правовых чувств, эмоций, идей, взглядов, оценок, установок и других проявлений, выражающих отношение людей к явлениям правовой действительности. Не менее важный атрибут правосознания — относительная изолированность от окружающей среды. Степень автономности правосознания зависит от сочетания ее составляющих управляемых и неуправляемых компонентов. Однажды возникнув, запускается процесс самоорганизации, который «заставляет сознание субъектов изменять в ходе своего развития критерии оценки правовых явлений, усиливать или ослаблять роль правовых ценностей как регуляторов профессионального поведения и т.д.». Одновременно система начинает стремиться к своему самоограничению, путем установления границ между собой и окружающей средой. Следующим важным атрибутом является самостоятельный функцио нальный процесс, осуществляемый правосознанием. Функции конституци онного правосознания можно определить как конкретные направления, пути и способы выполнения им социальной роли. Вполне очевидно, что с измене нием соотношения между идеологическим и психологическим компонентами изменится исполнение правосознанием своих функций. В юридической лите ратуре не сложилось единого мнения по поводу функций правосознания. Так, Е.А. Лукашева выделяет гносеологическую, прогнозирующую, правового моделирования и регулирующую функции. В.А. Шегорцов относит к функ циям правосознания когнитивную, идеологическую, нормативно- прогностическую, регулирования и моделирования. К.Т. Бельский считает, что основными функциями правосознания являются: отражательно-ознавательная, информационная, оценочная, регулятивная, воспитательная, прогностическая. Н.А. Бура разделяет функций на правообразующую, регулятивную, правовоспитательную, развития правовой науки. А.Р. Ратинов выделяет познавательную, оценочную и регулятивную функции. Этой же точки зрения придерживается П.П. Баранов. Н.Н. Вопленко относит к функциям правосознания познавательную, оценочную, регулятивную и воспитательную. Интересным представляется подход, предложенный Н.Я. Соколовым, который считает, что каждая функция является частью более общей функции, и так до первичной регулирующей функции. Правосознание - это искусственная система, ввиду того, что существует только в области, охваченной сознательной деятельностью человека. В соответствии с классификацией систем, предложенной Н. Винером, правосознание является системой активной, целенаправленной и открытой, т.е. обладающей специальными активными процессами обмена со средой, именуемыми обратной связью, сохраняя при этом свои основные признаки. Правосознание как система соответствует всем признакам сложной системы, а именно: имеет иерархические уровни и централизованное управление (подчинительные связи элементов и направленность субъекта носителя правосознания), предметные и оптимизационные цели, противоречия между разными целями для системы в целом и противоречия целей элементов системы целям системы. Объявление: Для построения и дальнейшего функционирования организационной системы необходимо в имеющейся среде создать три яруса. Первый (нижний) - структурированный нравственными категориями, значимыми для среды, в которой создается система. Здесь воплощаются религиозные и моральные представления о добре и эле. Этот ярус достаточно стабилен и консервативен. Средний ярус - правовой, обусловленный действующим законодательством. Он развивает представления о добре и зле и придает им силу императивов. Будучи центральным, согласует потребности концептуального порядка с нравственными ценностями. Верхний ярус воплощает некую идею или концепцию. Эта идея интегрирует взгляды людей на организацию своего общества и представления о добре и зле. Этот ярус может создаваться как революционно, так и эволюционно. Средой же для правосознания является общество в целом, поэтому представленная структура является структурой системы «общество». Анализируя систему «конституционное правосознание», получаем следующую структуру. Нижний (нравственный) ярус образует правовая психология, так как она в основном содержит нравственные оценки, присущие обыденному сознанию, и поэтому является основой конституционного правосознания. Верхний ярус, воплощающий идею или концепцию, составляет правовая идеология, которая интегрирует взгляды, концепции и теории. Проблема возникает со средним ярусам, который бы связал в единую систему нижний и верхний ярусы. Как видится, ответ на этот вопрос кроется в том, что само по себе конституционное правосознание вне конкретного носителя, а именно - общества, не имеет и не может иметь этого центрального элемента. Только общность людей, наделенных сознанием, обладающих своей культурой и традициями, может вдохнуть в жизнь в систему «конституционное правосознание». Таким образом, требуется интеграция в систему «общество». Нравственные категории, например, такие, как «плохо» и «хорошо», «добро» и «зло», изначально не являются правовыми, но становятся таковыми в результате нормативного закрепления, которое, в свою очередь, невозможно без участия конституционного правосознания, более того, их обратное воздействие не может оказываться вне правосознания. Таким образом, нижний (нравственный) и средний (правовой) ярусы системы «общество» связаны правовой психологией, которая является нижним ярусом системы «правосознание». Анализ данной схемы показывает, что правовая психология напрямую взаимодействует с нравственным сознанием, а правовая идеология -с политическим сознанием. Движение взаимоотношения морали и политики идет по замкнутому однонаправленному процессу в сторону от морали к политике, где нравственные идеи наполняются конкретным содержанием и опредмечиваются, а от политики к морали, где выработанные идеи и принципы закладываются в основу нравственности. Сказанное позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, конституционному правосознанию присущи основные атрибуты системы, что позволяет утверждать, что оно представляет собой систему. Во-вторых, показано, что конституционное правосознание является организационной системой при условии ее интеграции в комплексную систему «общество». В-третьих, правосознание, занимая центральное место в обществе, согласовывает в нем противоречия путем выполнения регулятивной функции. В-четвертых, конституционное правосознание, будучи включенным в систему «общество», сглаживает противоречия между политикой и моралью. Это свойство наряду с задачей самосохранения и обеспечения баланса между структурными элементами следует признать внутрисистемной целью конституционного правосознания. В свою очередь, служить правовой основой, ориентировать и направлять человека в интересах обеспечения правопорядка и законности является для правосознания наряду с задачей адаптации к существующим общественным отношениям внешней целью. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|