Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Регулирование учета в малых предприятиях





Регулирование учета в малых предприятиях

Становление нормативного регулирования учета в малых предприятиях сельского хозяйства Украины

Автор: О.Д. Радченко

Рыночная экономика предусматривает разнообразие форм хозяйствования. Наряду с традиционными формами ведения сельского хозяйства появляются малые предприятия, как реализация личной инициативы предпринимателей. В правовом поле Украины обозначено несколько видов таких предприятий. Малые предприятия - предприятия, в которых середнеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает суммы, эквивалентной 500000 евро за среднегодовым курсом Национального банка Украины.

По таким же критериям определяются субъекты малого предпринимательства2. Есть уточнения относительно малых сельскохозяйственных предприятий – это юридические лица, их отделенные подразделения, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность, независимо от подчинения, форм собственности и ведения хозяйства, и согласно с действующим законодательством относятся к малым предприятиям (за исключением тех, которые имеют в своем пользовании свыше 100 га сельскохозяйственных угодий)3. Особенным видом малого предприятия есть фермерское хозяйство - форма предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, которые выразили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства4; форма предпринимательства граждан с целью производства, переработки и реализации товарной сельскохозяйственной продукции.

Как все юридические лица, малые предприятия обязаны вести бухгалтерский учет своей деятельности, и предоставлять соответствующим органам финансовую и статистическую отчетность. Изначально, учет в основном, базируется на самоучете и должен быть минимально трудоемким, простым и понятным, способствовать фиксированию наличия и изменения имущества хозяйства, состояния задолженности, определения доходов, затрат и результатов деятельности. Требованиям, выдвигаемым учетом для малых предприятий, в общих чертах отвечает упрощенная система бухгалтерского учета, которая имеет несколько форм – от простого счетоводства без двойного отражения до упрощенного Плана счетов субъектов малого предпринимательства.

Развитие упрощенного учета в сельском хозяйстве имеет свою предысторию. Становление его осуществлялось на протяжении определенного времени. В период становления единоличных крестьянских хозяйств, а в дальнейшем мелких коллективных хозяйств, в 20-х годах ХХ в. издавалось много специальной1 литературы по учету. Рекомендовались несложные регистры: еКассовая книгае, еИнвентарная книгае, еКнига учета продуктове, еКнига учета затрат трудае.

Ко времени перехода колхозов на денежную систему оплата труды определялись отдельно натуральные и денежные2 доходы и предусматривалось ведение упрощенной системы счетоводства для хозяйств размером не более чем 30 дворов, учет по простой системе – для хозяйств до 100 дворов.

Объявление:

В дальнейшем, из 60-х годов, упрощенный учет существовал как элемент внутрихозяйственного учета3 в первичных подразделениях сельскохозяйственных предприятий по центрам ответственности, затрат и доходов. В 80-х годах для него использовали регистры4: еХозрасчетное заданиее, еПере-даточный баланс подразделенияе; еЛицевой счет внутрихозяйственного коо-перативае и другие.

Современная система упрощенного учета по схеме международного финансового учета езатраты – выпуске распространилась в начале 90-х. Она представляет собой синтез международного упрощенного учета (в части ведения учета методом начисления - списания запасов непосредственно на затраты без отражения их движения) и отечественного (в части двойного отражения и построения баланса средств и источников). Особенности учета этого периода отображены в различных исследованиях1, среди которых отличаются работы Института аграрной экономики2 под руководством академиков Н.Я. Демьяненко, П.Т. Саблука.

Упрощенную систему учета и отчетности в сельском хозяйстве страны регулируют нормативные документы: Закон еО бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украинее от 16 июля 1999г. №996-XIV, Положение еОб упрощенной форме бухгалтерского учета субъектов малого предприни-мательствае, утвержденное приказом МФУ от 30.09.98г. №196 (с изменениями от 07.12.2000г. №315), Приказ еО составе и порядке заполнения учетных регистров малыми предприятиямие, утвержденный МФУ от 31.05.96г. № 112 (вместо действовавших ранее еРекомендаций по ведению бухгалтерского учета и применения учетных регистров на малых предприятияхе, изложенных в Приложении к письму МФ СССР от 02.07.1991г. №40), еПлан счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательствае, утвержденный приказом МФУ от 19.04.2001г. № 186.
Основным документом, регулирующим упрощенный учет, являются еМетодические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствахе, утвержденные приказом Министерства аграрной политики Украины от 02.07.2001г. №189. Рекомендациями предусмотрено, что фермерские хозяйства могут использовать:
2.    Упрощенную форму учета – для хозяйств со среднеучетной численностью работающих за отчетный период до 10 лиц (кроме членов семьи) и объемом выручки за год, не превышающий 500 тыс. грн.

3.    Бухгалтерский учет по упрощенному Плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства – для хозяйств, которые отвечают статусу малых предприятий (со средне учетной численностью работников за отчетный период – от 10 до 50 лиц и объемом выручки от реализации до 2,5 млн. грн.).
4.    Учет по Плану счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций - для всех других хозяйств.

Независимо от применяемой формы, целью упрощенного учета есть обеспечение процесса накопления и предоставление пользователям для принятия управленческих и других решений полной, правдивой и достоверной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности. Такое изобилие предлагаемых форм предусматривает обязательное соблюдении при их использовании национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета (П(С)БУ) для всех без исключения юридических лиц.

Право малых сельскохозяйственных предприятий самостоятельно выбирать форму, определять организацию и порядок ведения учета фиксируется в Положении (распоряжении) об учетной политике предприятия – внутрихозяйственном регулирующем документе об информационной системе, которая обслуживает потребности управления деятельностью.

Задачи, возложенные на упрощенный учет, и которые находят отражение в нормативном регулировании, состоят в следующем: правильное и своевременное составление первичной документации; обеспечение хронологического и систематического порядка учета всех операций; обобщение, группировка и систематизация информации в регистрах учета; достоверное определение видов доходов, элементов затрат и результатов хозяйствования; составление сокращенной финансовой отчетности; получение данных о деятельности хозяйства для определения эффективности производства, анализа и планирования.

Таким образом, сокращенная система учета объединяет правовой, организационный и экономический механизмы хозяйствования малых предприятий в сельском хозяйстве Украины.
Порядок представления финансовой отчетности утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины №419 от 28.02.2000г. Особенности упрощенной отчетности регулируются П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», предусматриваемой в форме Баланса №1-м и Отчета о финансовых результатах №2-м. Отчетность подается органам исполнительной власти, в сферу влияния которых входит малое предприятие, другим пользователям: налоговой инспекции – для контроля за правильностью исчисления налоговых платежей; учреждениям банка – для контроля за использованием банковского кредита, если такой контроль предусмотрен кредитным договором; трудовым коллективам по их требованию; органам статистики для обработки информации.

Результаты научных исследований и практика становления нормативного регулирования системы упрощенного бухгалтерского учета дают основание утверждать, что она вобрала в себя лучшие традиции отечественного и зарубежного учета. В дальнейшее нужно ее усовершенствование в соответствия к нуждам потребителей информации сферы малого бизнеса сельского хозяйства. Перспективными есть направления исследований унификация определения финансовых результатов, дальнейшее усовершенствование техники ведения с целью определения границ производственного и финансового учета и их взаимосвязи, соответствие показателей учета и отчетности системе налогообложение на хозяйственном и государственном уровнях, которые одновременно отвечали бы требованиям принятия обоснованных решений и предупреждение риска производственно-хозяйственной, финансовой деятельности малых предприятий.
Проблемы совершенствования законодательства в части нормативного регулирования упрощенного учета лежат в плоскости его унификации для предприятий различных организационных форм, общим для которых есть критерий «малая форма». Необходимо усовершенствовать действующие на данное время еМетодические рекомендации по организации и ведению бухгалтерского учета в крестьянских (фермерских) хозяйствахе, утвержденные приказом МАП Украины от 02.07.2001г. №189 с учетом развития в сельском хозяйстве малых форм не только как фермерских хозяйств. Изменения должны учитывать особенности регулирования учета сельскохозяйственной деятельности – привести в соответствие с новациями бухгалтерского законодательства – принятия П(С)БУ 30 «Биологические активы», изменениями в налогообложении малых форм хозяйствования.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >