Полномочия представителей Президента |
Некоторые вопросы функционирования общественных приемных полномочных представителей Президента Российской Федерации в Федеральных округахАвтор: К.В. ЧеркасовНапомним, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с посл. изм. и доп.)1 в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и учреждено семь федеральных округов: Центральный (центр – г. Москва), Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург), СевероКавказский, переименованный вскоре в Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)2, Приволжский (центр – г. Нижний Новгород), Уральский (центр – г. Екатеринбург), Сибирский (центр – г. Новосибирск), Дальневосточный (центр – г. Хабаровск). Особое значение в деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах имеет созданная ими разветвленная система общественных приемных. Она включает в себя: центральную общественную приемную (располагается в центре федерального округа, решает задачи и осуществляет функции, установленные для региональной общественной приемной, а также координирует деятельность региональных и территориальных общественных приемных), региональные общественные приемные (располагаются в административных центрах субъектов Российской Федерации), территориальные общественные приемные (располагаются в крупных городах районного значения и отдаленных населенных пунктах – муниципальных образованиях), советы общественных приемных, специально образованные для координации работы общественных приемных (окружные советы общественных приемных формируются из числа работников аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах – руководителей общественных приемных). Так, например, по состоянию на 1 июля 2008 г. в Приволжском федеральном округе действовало 14 региональных и 60 территориальных общественных приемных полномочного представителя Президента Российской Федерации. Руководители центральных общественных приемных являются работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, назначаются и освобождаются от исполнения своих обязанностей полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по представлению соответствующих заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Руководители региональных и территориальных общественных приемных (могут работать на общественных началах) утверждаются полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах по представлению главных федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, согласованные с руководителями соответствующих департаментов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Однако с разрешения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах руководители региональных и территориальных общественных приемных могут утверждаться главными федеральными инспекторами аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по согласованию с руководителями соответствующих департаментов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Освобождение от исполнения обязанностей руководителей региональных и территориальных общественных приемных осуществляется в аналогичном порядке. Главные федеральные инспекторы аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах наделены правом осуществления оперативного руководства деятельностью региональных и территориальных общественных приемных. В своей работе общественные приемные полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах обеспечивают рассмотрение устных и письменных предложений граждан, общественных инициатив, способствующих социально-экономическому и политическому развитию, достижению стабильности в обществе, созданию благоприятных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина. Для этого они: изучают и обобщают поступившие предложения, подготавливают рекомендации для полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и их аппаратов; формируют из представителей общественности, деловых кругов инициативные группы (комиссии) по разработке совместно с соответствующими органами публичной власти региональных и местных программ и проектов, направленных на решение социально-значимых проблем; создают условия для ведения диалога органов государственной власти и местного самоуправления с общественными объединениями по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития; оказывают методическую, консультативную и иную помощь территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов России, органам местного самоуправления по работе с обращениями граждан; рассматривают жалобы и заявления граждан, поступающие в общественную приемную; организуют тематические приемы и консультации для населения с привлечением специалистов органов публичной власти. Важное место занимает работа с обращениями граждан, поступившими по «прямой линии» Президента России. Для выполнения своих задач и функций общественные приемные полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по согласованию с соответствующими работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах вправе: запрашивать и получать от органов публичной власти, учреждений, организаций и общественных объединений сведения, необходимые для рассмотрения обращений граждан, адресованных полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах; вносить предложения по участию в подготовке заключений по обращениям граждан представителей соответствующих органов публичной власти; участвовать в мероприятиях по рассмотрению органами публичной власти учреждениями и организациями обращений граждан, адресованных полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах; организовывать общественные слушания, семинары, дискуссии, «круглые столы», «горячие линии», «телефоны доверия» и иные общественно-политические мероприятия по наиболее важным для населения вопросам; разрабатывать и реализовывать тематические и специальные программы и проекты, осуществляемые с привлечением общественных объединений. Объявление: На регулярной основе проводятся личные приемы граждан, регистрация, учет и оформление их устных и письменных обращений. Так, за первое полугодие 2007 г. в Дальневосточном федеральном округе поступило 3158 письменных обращения граждан, из них непосредственно в адрес полномочного представителя Президента Российской Федерации – 1845. Лично на приемах побывали 320 человек. В Приволжском федеральном округе за первое полугодие 2008 г. поступило 4494 письменных обращений. Полученная таким образом информация в совокупности с другими материалами позволяет полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах оперативно реагировать на возникшие проблемы. Дополнительно создан действенный канал доступа граждан и институтов гражданского общества к органам публичной власти, посредством которого осуществляется их прямая связь с Администрацией Президента России и главой государства, а также косвенная с иными органами государственной власти и местного самоуправления. В целом, главное направление работы общественных приемных полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах – консультирование граждан с целью разъяснения их возможностей и прав, оказание практической помощи в решении возникающих проблем, а также получение от граждан информации о происходящем для последующего представления ее полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах. Их деятельность способствует: совершенствованию механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечению взаимодействия органов публичной власти и населения; постоянному мониторингу социально-экономической, политической, этноконфес-сиональной ситуаций в регионах, своевременному и адекватному реагирования на них; развитию институтов гражданского общества; учету общественного мнения при разработке и реализации общественно-значимых проектов; работе во взаимодействии с некоммерческими организациями, общественными объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления. В заключение отметим, что Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе не наделило полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах функцией организации общественных приемных, приема населения, рассмотрения писем, жалоб и обращений граждан, тогда как ранее эта функция имела место нормативного закрепления. Однако она непосредственно связана с зафиксированным в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе правом полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах направлять на рассмотрение органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителей организаций и должностных лиц жалобы и обращения граждан. Данное право может быть осуществлено только через реализацию указанной функции. В этой связи и в рамках претворения в жизнь норм Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»1 представляется целесообразным прописать непосредственно в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе функцию полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах по организации общественных приемных, приема населения, рассмотрения писем, жалоб и обращений граждан и принятию мер по их разрешению. При этом не лишена смысла разработка и принятие Администрацией Президента Российской Федерации актов, унифицировано регламентирующих вопросы поступления и рассмотрения обращений граждан и организаций в аппараты полномочных представителей, тем более что подобный опыт хорошо зарекомендовал себя в работе федеральных органов исполнительной власти. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|