Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Законодательство в сфере сельскохозяйственного страхования





Законодательство в сфере сельскохозяйственного страхования

Украинское законодательство в сфере сельскохозяйственного страхования

Автор: А.С. Шолойко

Особенности сельскохозяйственного производства обуславливают определенную специфику проведения страхования в этой сфере. Это в свою очередь влияет на повышение стоимости страховой услуги и тем самым делает ее сложно доступной для субъектов хозяйствования. Но в законодательных актах Украины, что регулируют обозначенный вид страхования это было учтено не сразу.

Целью данной статьи является проведение обзора развития законодательных актов в сфере сельскохозяйственного страхования в Украине и рассмотреть возможные пути их совершенствования.

Первым в истории независимой Украины законодательным документом, в котором отобразилась попытка учесть сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий и важность механизма страхования для стабилизации процесса производства, стал Закон Украины от 18.01.2001 года № 2238 ?О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001 – 2004 годов?. Статьей 15 было отмечено, что частично страховые платежи по обязательному страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, которое осуществляется государственными сельскохозяйственными предприятиями, а относительно урожая зерновых культур и сахарной свеклы – сельскохозяйственными предприятиями всех форм собственности, компенсируются за счет Государственного бюджета Украины в размере не меньше 50 процентов расходов, понесенных этими предприятиями1. Но только Законом Украины от 04.10.2001 года ?О внесении изменений в Закон Украины ?О страховании? вышеуказанный вид страхования для определенных предприятий был отнесен к обязательному2. Поскольку законодательством не было предусмотрено ответственности за не страхование, то данное положение осталось декларативным, и субъект хозяйствования самостоятельно решал страховаться ему или нет, или же страховаться ему в обязательной или добровольной форме.

К тому же согласно ст. 7 Закона Украины ?О страховании? для осуществления обязательного страхования Кабинет Министров Украины определяет порядок и правила его проведения, формы типового договора, особенные условия лицензирования обязательного страхования, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов или методику актуарных расчетов1. При этом соответствующее Постановление Кабинета Министров было принято только 11.07.2002 года2, но даже не смотря на это, в государственных бюджетах на 2003 - 2004 года, также как и в предыдущие годы, деньги на реализацию задекларированного положения о частичной компенсации страховых премий так и не были предусмотрены.

Следующим законодательным актом, в котором содержатся нормы страхового законодательства, стал Закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" (24 июня 2004 года). В результате чего:

Объявление:

•    предусмотрено создание "Фонда аграрных страховых субсидий";
•    сомнительную обязательность страхования на юридическом уровне заменили экономическим принуждением3, так как появилось требование о страховании при получении определенных видов государственной поддержки;
•    задекларированную частичную компенсацию в размере 50% стоимости страховых премий статьей 11.4.2. ограничили пределом страховой премии, что не превышает 5% суммы застрахованного риска4;
•    в Госбюджете Украины 2005 года впервые выделяется 54 млн. грн. на удешевление стоимости страховых платежей, уплаченных сельскохозяйственными производителями1;
• был разработан Порядок использования средств государственного бюджета, которые направляются на удешевление стоимости страховых премий, фактически уплаченных субъектами аграрного рынка.

Вследствие внедрения всех этих нововведений Фонд аграрных страховых субсидий так и не был создан, а из предусмотренных в государственном бюджете на 2005 год 54 млн. грн. для удешевления страховых премий было использовано только 5 млн. грн.2 К тому же, не смотря на выделение денег в государственных бюджетах в последующие годы на частичную компенсацию стоимости страховых премий с учетом расширение перечня культур, по страхованию урожая которых можно получить страховую субсидию, сельскохозяйственное страхование не получило должного развития. Ведь по предварительным данным Минагрополитики, на 1 сентября 2008 года в стране из более чем 26 млн. га сельскохозяйственных угодий было застраховано лишь 466 тыс. га (около 1,7%)3. Это можно объяснить тем, что субсидируемые страховые продукты не отвечают потребностям субъектов хозяйствования, а также тем, что даже при возможности получения страховой субсидии, данный вид страхования все еще является дорогим для сельскохозяйственных предприятий.

Но на сегодняшний день ведется активная работа в направлении преодоления обозначенных проблем в законодательном регулировании сельскохозяйственного страхования. Судя по размещенным Законопроектам на официальном сайте Министерства аграрной политики Украины, можно выделить два обозначившихся пути совершенствования законодательства в этой сфере:

1)    принятия отдельного Закона о сельскохозяйственном страховании;
2)    внесение изменений в действующие Законы ?О страховании? и О государственной поддержке сельского хозяйства Украины?.

Как первым, так и вторым вариантом предусматривается отнесение страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений к добровольным видам страхования. Скорее всего, возможное принятие такого положения больше похоже на формальность, ведь аграрии мало страховались в обязательном порядке, но нет сомнений относительно того, что оно будет соответствовать требованиям демократичного общества и условиям рыночной экономики, а это уже первый шаг к совершенствованию.

Поскольку 1 октября 2008 года на заседании Кабинета Министров Украины предварительно уже были одобрены изменения к закону ?О страхова-нии?1, это говорит о том, что правительство выбрало второй вариант совершенствования законодательства в сфере сельскохозяйственного страхования. Что касается Законопроекта ?О внесении изменений в Закон ? государственной поддержке сельского хозяйства Украины?2, то одно из его новых положений свидетельствует о сохранении страховой субсидии в размере не более 50% стоимости страховой премии и о устранении ограничения пределом страховой премии, что не превышает пяти процентов суммы застрахованного риска. То есть, с принятием этого Законопроекта, страховая субсидия станет доступной сельскохозяйственным предприятиям при страховании в добровольной форме, следовательно, надо будет обозначить критерии доступа страховых компаний к предоставлению страховых услуг, что субсидируются государством вместо существующих дополнительных требований на получение лицензии по обязательному виду страхования. Следует также отметить, что при добровольной форме страхования установление страховых тарифов является результатом внутринней политики каждой страховой компании и определяется договором между страховщиком и страхователем. Но если государство финансирует часть страховой премии, то правомерно и его участие в этом процессе, что необходимо будет учесть при совершенствовании законодательных актов. Также планируется создать вместо Фонда аграрных страховых субсидий Агентство по государственной поддержке страхования сельскохозяйственных рисков, функции которого будут намного шире, чем простое распределение компенсационных денег.

Итак, проблемы совершенствования законодательства в сфере сельскохозяйственного страхования прежде всего обусловлены отсутствием четкой государственной политики в этом направлении. А в целом в Украине создана достаточно развитая правовая основа для регулирования страховых отношений и в страховом законодательстве нет критических противоречий, которые создавали бы непреодолимые препятствия для развития страхового рынка в сельском хозяйстве.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >